Росграница предлагает пересмотреть взгляд, в чьих руках могут находиться пункты пропуска через границу.
Помните анекдот про "метр границы в аренду"? Сейчас предлагается прямо противоположный подход: разрешить бизнесменам строить "границу" (а точнее, пункты пропуска через нее) и отдавать по договору государству. Выгодно будет всем.
Любой владелец бизнеса, связанного с транспортными и пассажирскими потоками, заинтересован, чтобы система работала быстро и четко. Это не значит пропускать через границу абы кого. Пожалуйста, проверяйте, ищите, задерживайте нарушителей. Только - не задерживайте очередь. Так считают законопослушные предприниматели.
Между тем до сих пор закон звучал однозначно: все пункты пропуска через границу должны быть в государственных руках.
Многие эксперты считают такой подход устаревшим еще вчера. Частные структуры давно пришли в морские и воздушные порты и, зачастую, наладили работу транспортных узлов лучше, чем делали до того госструктуры.
Однако тут же возник правовой казус: приватизированными оказались и многие помещения пунктов пропуска. Получалось, что пограничники там как бы уже не хозяева, хотя службу несут по-прежнему. Чтобы навести порядок в этом вопросе (в том числе), было создано отдельное ведомство: Росграница.
Оно отвечает за обустройство границы, а также развитие и обеспечение пунктов пропуска. Вопрос собственности здесь - один из ключевых. А он - под вопросом.
- Одной из основных проблем, обозначенных в концепции реализации государственной политики в сфере обустройства госграницы, является неурегулированность вопросов права собственности в отношении объектов имущества пунктов пропуска, - сообщил руководитель Росграницы Дмитрий Безделов.
По его словам, первоначально казалось очевидным, что решение этих вопросов заключается в переводе имущества в федеральную собственность. Однако все оказалось не так просто.
Часть имущества "частных" пунктов пропуска интегрировано в транспортные объекты, в том числе аэропорты.
Проще говоря, отдельные помещения таких пунктов пропуска как бы "разбросаны" в зданиях общего назначения (терминалах), что, как правило, не позволяет сформировать из них отдельный объект. Мол, пойди раздели, где - чье. В итоге руководители Росграницы пришли к выводу, что "присутствие частной собственности в воздушных пунктах пропуска сегодня представляется возможным".
Дмитрий Безделов отметил, что предоставление собственником по договору безвозмездного пользования помещений для размещения контрольных органов является вполне допустимым и в определенной степени оптимальным вариантом для бюджета.
А если международный аэропорт развивается, то и пункт пропуска должен увеличивать пропускную способность. По словам представителей Росграницы, одним из путей решения в кратчайшие сроки проблемы модернизации аэропортов и обустройства воздушных пунктов пропуска является активное использование механизма государственно-частного партнерства.
- Наша общая задача - создать для бизнеса прозрачные условия деятельности в данном направлении, в том числе законодательные рамки, - говорят представители ведомства.
Госдума уже приняла в третьем чтении поправки в закон о госгранице, которые позволят обустраивать пункты пропуска не только за счет федерального бюджета, но и других источников. Также Росграницей подготовлен законопроект "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Одна из задач документа - обеспечить создание четких условий для применения инструментов государственно-частного партнерства при строительстве и реконструкции пунктов пропуска.