Киевские контролеры - вежливые люди, искренне любящие свою работу. По крайней мере, такими они должны быть по задумке руководителей городского транспорта. За соответствие всем требованиям работодателя им платят неплохие по украинским меркам деньги. "Зайцев", правда, ощутимо меньше не становится, но конфликты между пассажирами и контролерами практически сошли на нет.
Хотя частные маршрутные такси потеснили троллейбусы и трамваи, коммунальное предприятие "Киевпастранс" живет и пока не отказалось от контролеров. Люди в синих фирменных жилетах с номерными удостоверениями по-прежнему выходят на маршрут. Вступать в конфликты с пассажирами им строго запрещено, а о тех, кто все же повел себя нетактично, "Киевпастранс" просит сообщать по телефону доверия.
Кстати, эффект от этой формы контроля за контролерами есть: ежегодно десятки кондукторов, контролеров и даже водителей получают взыскания по жалобам пассажиров, вплоть до увольнения.
"Работа контролеров была реорганизована примерно два года назад, когда поднялась цена за проезд и, соответственно, штрафы. Одновременно повысились требования к кандидатам в контролеры. Сейчас это люди с высшим или средним специальным образованием. Мы можем себе позволить отбирать лучших, тем более что после кризиса желающих работать контролерами больше, чем вакансий", - рассказала "РГ" замначальника по контролю за оплатой проезда службы сбора и учета выручки "Киевпастранса" Виктория Гуляева.
Готовят контролеров на специальном учебном комбинате. В ходе недельного курса обучения будущим контролерам объясняют их права, технические и юридические тонкости работы, наконец, психологи обучают вежливому обращению с пассажирами. Для этого есть даже специальное учебное пособие с перечнем фраз, допустимых в работе. "Я рекомендую вам заплатить штраф", - так в идеале должен обратиться к пойманному "зайцу" киевский контролер. После тестов и месяца стажировки контролер получает зарплату в четыре тысячи гривен (чуть более 500 долларов), социальный пакет и надбавку за взятые штрафы. При этом проезд в киевском общественном транспорте стоит 1,5 гривны (метро - 2, "маршрутка" - 2,5), а штраф на всех видах городского транспорта - 40 гривен (примерно 200 рублей).
"Конечно, эксцессы случаются как по вине контролеров, так и пассажиров. Но это уже большая редкость. Хамы от нас рано или поздно уходят. В том числе и потому, что не уживаются со "старожилами", которые работают больше десяти лет и являются носителями традиций киевской вежливости", - поясняет Виктория Гуляева. Таких, по ее словам, примерно полторы сотни человек. При этом этих людей стараются ставить на "особые" маршруты - идущие мимо туристических центров или той же Киево-Печерской лавры.
Редко, но все еще появляются в Киеве "фальшивые" контролеры. Зачастую это бывшие сотрудники "Киевпастранса", знающие тонкости работы и уволенные "по статье". Но если милиция получила обращение по факту такого мошенничества, дознаватели в первую очередь идут в "Киевпастранс" - фотографии всех "бывших" хранятся в специальной базе, что часто помогает в расследовании.
Первоочередная задача профессии контролера - не взимать штрафы и таким образом зарабатывать, а стимулировать граждан всегда оплачивать проезд, считают в "Киевпастрансе" и уверяют, что новый подход дает плоды. Действительно, в массе своей киевляне оплачивают проезд и стараются не попадать в неловкие ситуации, чреватые вызовом милиции.
Что касается "зайцев", то в основном эту категорию пассажиров составляют молодежь и студенты. "Не компостируют талоны или разными способами их "реанимируют", пускают по второму кругу, да много есть способов. Правда, оштрафовать их тяжело: денег у студентов чаще всего действительно нет. А еще они очень быстро бегают", - иронизирует Виктория Гуляева.
Впрочем, в скором времени контролеры в Киеве могут исчезнуть "как класс". Городские власти планируют ставить в общественном транспорте турникеты.