Синий мундир, сумка наперевес, термос с чаем и небольшой мегафон - такими мне встречаются кондукторы на многих маршрутах в Пекине. Причем это в основном женщины, мужчины в этой службе составляют где-то около одного процента.
Работа трудная, неблагодарная, оплачивается невысоко - 2-3 тысячи юаней (не более 460 долларов) в месяц. Правда, контролерам предоставляется бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатные обеды, да и график работы - каждый шестой день выходной - считается в Китае довольно привлекательным. Тем не менее многие представители сильного пола, даже не имея никакой работы, считают ниже своего достоинства носить синий костюм и брать в руки кондукторскую сумку.
А что же слабая половина? Оказывается, для них вовсе не зазорно целый день проводить в душном, переполненном автобусе или троллейбусе, периодически конфликтуя с пассажирами. Это явление можно объяснить двумя факторами. Во-первых, в Китае традиционно женщины более работящие и зачастую берутся за более тяжкий труд, нежели мужчины, которые более капризны и всячески стараются избежать любой трудовой повинности. А, во-вторых, кондуктор в общественном транспорте получает власть, пускай и самую крошечную. Но какая женщина откажется покомандовать. Самое интересное то, что большинство автобусов и троллейбусов, например, в Пекине оборудовано турникетами, поэтому кондуктор нужен лишь для продажи билета на одну поездку. Правда, в последнее время в час пик водитель, чтобы избежать столпотворения возле единственной двери, оборудованной турникетом, открывает для входа в салон и вторую дверь, где и поджидает кондуктор. Кстати, в его задачи входит и наведение порядка в салоне, например, рассаживать и расставлять пассажиров так, чтобы они не мешали входу и выходу.