Поправки касаются прежде всего регулирования отношений между контролерами и безбилетными пассажирами.
Обновленный закон наделяет транспортников дополнительными полномочиями в борьбе с так называемыми "зайцами". Ужесточение карательных мер вполне оправдано. Так, например, при входе в метро зачастую можно видеть, как молодые люди ловко перепрыгивают турникеты или ограждения сбоку без оплаты проезда. Таких прыгунов можно увидеть буквально при каждом спуске в подземку. Но в отличие от московского метрополитена в варшавской подземке ведется регулярная проверка проездных документов. Причем контролеры действуют как на платформе, так и в самих вагонах. "Канары", как еще называют в Польше контролеров, имеют при себе специальные электронные приборы, которые считывают информацию с электронных карточек, предназначенных для оплаты проезда. Обычный же билет просто компостируется.
Достаточно безбилетников и на наземном транспорте. Ваш корреспондент стал свидетелем сцены, когда в одном вагоне трамвая были задержаны четыре на вид респектабельных пассажира. Ссылки на то, что негде было приобрести билет, не помогают.
По данным Управления городского транспорта Варшавы за месяц в среднем задерживается около 370 тысяч пассажиров. А штрафов выписывается около 20 тысяч. Разница объясняется тем, что многие безбилетники просто убегают от контролеров.
Такая ситуация и вынудила власти разрешить "канарам" применять физическую силу для задержания провинившихся до приезда полиции. Полиция, в свою очередь, может оштрафовать горе-беглеца на сумму от 50 до 500 злотых (18 - 180 долларов). В отдельных случаях дело может дойти до суда, который щадить правонарушителя не будет и обяжет выплатить штраф в сумме до пяти тысяч злотых, а это уже примерно 1800 долларов.
Контролеры в общественном транспорте Варшавы - это в большинстве своем мужчины крепкого телосложения в возрасте от 25 до 50 лет. Один из них на вопрос "РГ" о зарплате за столь хлопотную работу улыбнулся и ответил, что на жизнь ему хватает.