Во Владивостоке не могут решить, что делать с радиоактивными машинами из Японии

В морском торговом порту Владивостока скопились почти полсотни автомобилей, на которых были обнаружены следы радиоактивного заражения. Что с ними будет дальше - не ясно.

По словам начальника отдела таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами Владивостокской таможни Александра Помыканова, радиационный фон на территории Владивостокского морского торгового порта составляет примерно 0,05-0,08 микрозиверта в час. А уровень излучения от указанных 49 объектов превышает в среднем в четыре, а порой и в восемь раз. Машины "фонят" местами - наибольшая опасность сосредоточена на поверхности кузова, арках колес, бампере. На месте водителя показатели намного меньше.

В пресс-службе Дальневосточного таможенного управления разводят руками: раньше им не приходилось сталкиваться с таким количеством зараженных радиацией перемещаемых через границу товаров. Несмотря на отсутствие опыта, порт и таможня сделали все в соответствии с инструкциями: "грязные" машины находятся "под арестом": площадка, где они стоят, огорожена забором и снабжена специальными табличками, сигнализирующими об опасности.

- К "фонящим" машинам необходимо принять ряд других мер, - объясняет исполняющий обязанности Приморского транспортного прокурора Александр Абдулин. - Каких именно, должен решить Роспотребнадзор. Специалисты ведомства должны сделать заключение, что машинами можно пользоваться, или наоборот - нельзя. И дать таможне конкретные указания - выпустить эти машины в свободное обращение либо заставить грузополучателя или транспортную компанию в соответствии с международными нормами вернуть автомобили туда, откуда они прибыли.

Вот только сотрудники Роспотребнадзора пока никаких указаний не дали: "Приехали, провели исследования и уехали", - говорит директор по производству Владивостокского морского торгового порта Сергей Лопунов.

-Каждый день во Владивостокский морской торговый порт приходит одно-два судна минимум с 300 машинами на борту. И пока Роспотребнадзор не решит, что делать с радиоактивными объектами, прибывающими из Японии, последние просто будут скапливаться на территории Владивостокского морского торгового порта, представляя угрозу и мешая обычной работе, - считает он.

Главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко предложил решить проблему за счет фирм или физических лиц, которые ввозили машины на территорию страны. Дезактивация, которая проходит в несколько этапов, довольно дорогостоящий процесс. Стоимость очистки одного кубометра может доходить до 200-300 тысяч рублей, рассказали в компании, которая занимается утилизацией опасных отходов в Приморье. По словам ее генерального директора, звонки от собственников автомобилей уже поступали, однако стоимость "помывки", которая может обойтись в несколько раз дороже самого автомобиля, ставит под вопрос целесообразность ее проведения.

Но даже если владельцы машин согласятся заплатить деньги, не решенным остается процедурный вопрос. Проводить дезактивацию надо на спецплощадке, которой в порту нет. Вывезти машины за пределы порта, пока они находятся в статусе таможенного груза, нельзя. Нельзя также и растаможить опасный груз. Для этого необходимы соответствующие предписания таможенных органов и снова Роспотребнадзора.

- Мы уже подали жалобу на бездействие Роспотребнадзора в Приморскую транспортную прокуратуру, готовим обращение в прокуратуру Приморья, - заявил Сергей Лопунов.

В территориальном управлении Роспотребнадзора ситуацию не комментируют, требуя направить официальный запрос, на который будет дан ответ в установленные законом сроки. Информация на официальном сайте гласит: "У 49 автомобилей обнаружен повышенный радиационный фон, из них 26 автомобилей подлежат дезактивации... Для жизни и здоровья работников порта опасности данная техника не представляет".