Контролеры в американском транспорте встречаются нечасто, но оштрафовать они могут на 100 долларов

Привычные нам контролеры на транспорте в Америке не очень-то распространены. Но на штраф размером в 100 долларов за "халявный проезд" в городском автобусе с большой долей вероятности нарваться можно и в США.

Роль охотников за зайцами исполняют сотрудники безопасности муниципальных транспортных компаний, которые обязательно ссадят "забывчивого" пассажира и выпишут ему "горчичник".

Абсолютное большинство американского общественного транспорта работает по принципу предоплаченного проезда или оплаты за поездку прямо на входе в автобус. В крупных городах люди пользуются в основном смарт-картами, которые работают и в метро, и в электричке, и в автобусе. Пополнить баланс этих "проездных вездеходов" можно у любой станции метро или, например, в аптеке.

Впрочем, оплата за проезд на входе в городской автобус (деньги "глотает" специальный автомат, он же считывает информацию со смарт-карты) создает множество трудностей пассажирам, вынужденных стоять в очереди в переднюю дверь, а главное - ведет к простою автобуса на остановке и возникновению пробок.

Кардинальным образом решили бороться с этой проблемой в Нью-Йорке, где местное управление транспорта организовало несколько специальных маршрутов с иной схемой оплаты. Теперь американцам предлагают побыстрей проходить в салон автобуса через любую из открытых дверей, но перед этим нужно купить билет в специальных автоматах, расположенных на остановках.

Однако статистика показывает, что далеко не все ньюйоркцы быстро освоились с нововведением. Многие из них просто решили рискнуть - с момента начала работы новой системы 100-долларовые штрафы за безбилетный проезд были наложены на более чем 14 тысяч человек. Оплатить такой "горчичник" можно по телефону, назвав номер своей кредитной карточки, через Интернет или отправив банковский чек по почте.

Роль проездных контролеров в Нью-Йорке возложена на сотрудников МТА - городской транспортной компании, они облачены в служебную униформу, имеют специальный нагрудный знак и "вооружены" блокнотами со штрафными квитанциями за безбилетный проезд. В Нью-Йорке так называемые "орлиные команды" инспекторов выходят на охоту за своими забывчивыми клиентами, как правило, в час пик. Многие возмущаются тем, что, опаздывая на автобус, просто не успели купить билет на остановке, а с учетом того, что водитель их не продает, новую схему уже окрестили "ловушкой" для извлечения денег с пассажиров. Однако у инициаторов новой системы своя правда: "Наша основная цель заключается в том, чтобы люди поняли - все раскрытые двери автобуса это не бесплатная система, за проезд платить нужно", - говорит вице-президент МТА Винсент Демарино.