Хорошо - когда малого бизнеса много...
Сегодня это не смеет подвергать сомнению даже самый наглый монополист. Вслух. Но глядеть, как на огромных кусках родного рынка все еще копошатся миллионы назойливых, не до конца вытравленных предыдущей политикой мелких предпринимателей, ему до боли обидно - не дают дойти до нужного уровня капитализации... Мешают росту рыночной стоимости компании... Не дают бодро отчитаться перед акционерами (очень часто иностранными) об ударных темпах роста дивидендов...
А раз так, можно найти десяток сравнительно честных способов "окончательного решения проблемы концентрации", основанных на, казалось бы, вполне здравых утверждениях...
Одно из них - необходимость равенства налоговой системы для всех хозяйствующих субъектов.
Раньше, с боями, удалось убедить власть, что для того чтобы собирать единицу налоговых поступлений, не разумно тратить две единицы на сам процесс их сборов (администрирование). Потому что бюджету не выгодно. Отсюда родились специальные режимы, которые позволили МСБ как-то выжить. Худо-бедно и УСН и ЕНВД сделали свое дело и позволили как-то этому сектору дышать. Правда, не полной грудью, но выжить можно. Особенно после того как институт касс при ЕНВД все-таки после нескольких лет позиционной борьбы отменили как противоречащий элементарному здравому смыслу. Ведь он являлся в своем роде тоже налогом, только почему-то не в пользу государства.
Еще одним таким же по сути налогом является зарплата бухгалтера во всех случаях, когда то, что он (бухгалтер) производит, нужно не самому предпринимателю, а некоему государственному органу. В котором, кстати, 90% всех очередных отчетов складывают обычно в одну большую комнату. Не читая... Поскольку даже грубые ошибки (если вдруг найдутся) при малом обороте не способны существенно пополнить ни какие-либо бюджеты, ни нанести сколько-нибудь значимого урона экономике. Даже местной. И по этой причине не очень понятно, почему до сих пор, вопреки ранее озвученным пожеланиям руководства страны, финансовая отчетность данной группы предприятий не доведена до тех двух листов, которые упоминались в его (руководстве) выступлениях. Что давно пора уже сделать.
А идея повысить капитализацию крупных корпораций за счет малого бизнеса, перераспределив обязанности по финансированию социальных фондов на его плечи (суперрегрессивная шкала для "больших" и богатых при повышении нагрузки на "маленьких" в 2,3 раза!), как-то подозрительно быстро прошла через парламент. Наверное, там просто не успели ничего понять... Слава богу, президент прямо указал на ошибку и теперь (точнее с Нового года ) она, кажется, будет исправлена... Очень надеемся. Но боимся. Привыкли, что можно так улучшить, что мало не покажется. Говорят ведь уже, бедные пенсионеры пострадают. Правда, никто не доказал, что повышение привело к плановым пополнениям дефицита. Даже наоборот. Кажется, этого, увы, не произошло. Да и как оно могло произойти, если "крупняк" стал платить меньше (регрессия!). А те, кто помельче, - кто в Казахстан иммигрировал, кто народ подсократил, кто зарплаты урезал. А кто вообще вновь решил в невидимый для официальной статистики сектор уйти. Чтобы самого худшего избежать - немедленной скоропостижной кончины.
Правда, есть надежда, что многие из правильных ранее высказанных мыслей все-таки смогут быть реализованы. Прежде всего при расширении патентной системы. Если, конечно, понимание того, что фискальный интерес в этом секторе - дело десятое, у законодателей сохранится. И они опять не начнут "всех уравнивать с целью уничтожения". Например, мелкий (но самый цивилизованный, как-никак пять тысяч лет существования!) торговый бизнес с транснациональными сетями. А так - честно заплатил один раз в год полагающуюся сумму и действительно спи спокойно. Не беспокоясь ни о "поляне" для очередной налоговой проверки. (Так, на всякий случай. Наверняка ведь где-нибудь не так печать поставил. ) Ни о рабочем месте для бухгалтера. Трать себе все свое время на создание материальных благ для окружающего твой бизнес населения.
Кстати, могли бы и для иных не совсем "патентных" МСБ ввести тот же налоговый период, как у многих цивилизованных соседей, - один раз в год. Хотя бы для того, чтоб налоговые инспекции избавить от ненужной работы. Тяжело им сегодня с этакой массой бесполезной (для бюджетов) грудой макулатуры справляться. Уже сколько об этом говорим. И, кажется, все соглашаются. Может, пора и сделать? Может, прежде чем говорить об инновациях в производстве, следовало бы что-то инновационного совершить в управлении? Особенно в том, которое всех касается, - налоговой системе как главного инструмента обеспечения конкурентоспособности любой национальной экономики.