Рашид Нургалиев: Не все милиционеры станут полицейскими

С 1 марта начался один из самых главных периодов реформирования МВД - внеочередная аттестация всех сотрудников органов внутренних дел.

Для многих людей в погонах это момент истины: станет ли он полицейским или будет вынужден искать другую работу? Не менее важен этот процесс и для обычных граждан - кого мы увидим в форме новых российских полицейских? Сейчас решается судьба высшего руководства полиции, которое назначает президент России. Многие руководители из номенклатуры президента уже прошли фильтры кремлевской комиссии и были назначены на должности. Кому-то - все еще только предстоит.

О том, как проходит внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел и в чем ее особенности, рассказал в эксклюзивном интервью "Российской газете" министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.

Российская газета: Рашид Гумарович, зачем в принципе понадобилась такая масштабная и непростая во всех отношениях процедура внеочередной аттестации?

Рашид Нургалиев: Главная цель, которая стоит перед нами, - отобрать на службу в полицию сотрудников, которые по своим моральным и профессиональным качествам будут с честью защищать права и свободы граждан, обеспечивать внутреннюю безопасность государства. Внеочередная аттестация всего личного состава МВД России - это механизм, направленный на решение данной задачи. От того, как она будет реализована и кто придет на службу в полицию, зависит успех всей проводимой в настоящее время реформы.

Проверят всех

РГ: Каким в итоге должен стать новый российский полицейский?

Нургалиев: Современный полицейский - это в первую очередь, профессионал с высокими морально-нравственными качествами, готовый в любую минуту незамедлительно прийти на помощь. Именно таким хотят видеть сотрудника органов внутренних дел наши граждане. И именно на эти ожидания мы будем ориентироваться в первую очередь при оценке того или иного кандидата на службу.

В ходе переаттестации будет дана оценка качествам, определяющим нравственный облик, профессиональное мастерство, состояние подготовленности к выполнению должностных обязанностей.

Еще одна не менее важная задача - это не допустить размывания кадрового ядра, то есть обеспечить преемственность при переходе в полицию лучших профессиональных традиций органов внутренних дел. Вот на этом и будут сосредоточены наши усилия.

РГ: Прежде всего, надо полагать, вы отсеиваете нечестных, мягко говоря, милиционеров, из-за которых и упало доверие людей. Какие заслоны поставлены на их пути?

Нургалиев: Такие заслоны у нас действительно имеются. Нельзя говорить о том, что они появились только сейчас в ходе внеочередной аттестации. Создается принципиально новая структура - полиция, задача которой - обеспечение правопорядка, защита прав и свобод граждан. Общество ждет позитивных перемен в работе всей системы, а полицейским предстоит выстраивать новые, партнерские, взаимоотношения с гражданами. Это закреплено во вступившем в силу 1 марта Федеральном законе "О полиции". Именно поэтому на сотрудников подразделений собственной безопасности возложена задача подробно выяснить, с какой именно целью человек пришел работать в полицию, не являются ли его намерения корыстными.

Конечно, в отношении ряда кандидатов, в том числе и на руководящие должности, у нас есть определенная информация, которая характеризует их не с лучшей стороны. Безусловно, эти данные будут учитываться при проведении аттестации. По предварительным данным, порядка 15-20 процентов милицейских руководителей могут ее не пройти.

РГ: Каковы предварительные итоги внеочередной аттестации руководителей, претендующих на высшие должности в новой российской полиции?

Нургалиев: В "Российской газете" мы уже рассказали о том, как проходит переаттестация высшего начальствующего состава МВД России. На данный момент в администрацию президента Российской Федерации внесены материалы на 318 кандидатов на замещение должностей высшего начальствующего состава МВД России. По 94 из них уже состоялись указы президента РФ о назначении на соответствующие должности. Из них 55 состояли в Федеральном кадровом резерве МВД России.

По состоянию на 19 апреля аттестацию прошли 202 кандидата. В том числе: 75 - по центральному аппарату МВД России, 2 - по ФМС России, 15 - по образовательным и научно-исследовательским учреждениям МВД России, 110 - по территориальным органам МВД России. По 7 кандидатам приняты решения о перемещении их в порядке ротации из одного региона в другой.

РГ: По каким критериям комиссия оценивает представленных кандидатов на руководящие должности в органах полиции?

Нургалиев: В процессе внеочередной аттестации всесторонне изучается деятельность каждого сотрудника органов внутренних дел за весь период службы. На стадии подготовки аттестационных материалов кандидат анализируется по таким критериям, как профессионализм, отношение к исполнению служебных обязанностей, морально-психологические качества, отсутствие компрометирующих материалов, наличие поощрений и взысканий. А для руководителей требуется еще и повышенное чувство ответственности, как за вверенный участок работы, так и за своих подчиненных.

В ходе аттестации определяется соответствие сотрудника требованиям по должности, на которую он претендует. Учитывается стаж и опыт работы, участие в решении поставленных перед ним задач, сложность выполняемой работы, ее эффективность и результативность, а также морально-личностные качества кандидата.

РГ: Состав кремлевской аттестационной комиссии известен - он определен в указе президента. Вчера стало известно, что в нее ввели именитых адвокатов Анатолия Кучерену и Генри Резника. А кто будет входить в состав других аттестационных комиссий?

Нургалиев: В состав аттестационных комиссий войдут руководящие работники, которые уже сами прошли данную процедуру и назначены на должность.

После того, как завершится внеочередная аттестация высшего начальствующего состава органов внутренних дел, будет сформирована Центральная аттестационная комиссия МВД России. В ней будут проходить переаттестацию сотрудники из номенклатуры министра и сотрудники, планируемые для включения в состав нижестоящих аттестационных комиссий. А именно: структурных подразделений Центрального аппарата, органов внутренних дел по субъектам России и так далее.

При формировании личного состава полиции руководство МВД России не замыкается только на своем мнении, а включает в этот процесс и общественность. К участию в работе аттестационных комиссий всех уровней в обязательном порядке будут привлекаться представители общественных советов при органах внутренних дел и ветеранских организаций. Их мнение будет учитываться при принятии решения.

А для тех сотрудников наших территориальных органов, которые назначаются на должность приказом министра - это заместители руководителя территориального ОВД по субъекту РФ и руководители отдельных структурных подразделений - обязательным также будет и мнение постоянно действующих координационных совещаний по обеспечению правопорядка в этих субъектах. Это тоже крайне важно.

РГ: Какова будет процедура аттестации остальных сотрудников?

Нургалиев: Непосредственная подготовка и организация проведения аттестации возлагаются на кадровые подразделения МВД России.

Приказом МВД России утверждены сроки и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, претендующих на замещение должностей рядового, младшего, среднего и старшего начальствующего состава. Сначала руководитель определяет кандидатов на службу в его подразделении и проводит с ними соответствующую предварительную беседу для получения согласия. Затем он направляет в аттестационную комиссию характеризующие материалы на кандидата и рапорт сотрудника о согласии с предложенной должностью. Для той категории, где это предусмотрено, также предоставляются сведения о доходах кандидата и о доходах членов его семьи. А для достигших предельного возраста нахождения на службе - обязательна еще и справка о состоянии здоровья.

Как правило, заседания аттестационных комиссий проводятся в присутствии аттестуемого сотрудника. Вместе с тем, допускается, что с его согласия либо по его просьбе они могут проводиться и без него. Для этого кандидату необходимо написать соответствующий рапорт.

Аттестуемого представляет предполагаемый непосредственный начальник. Он же готовит на него соответствующую характеристику.

В отдельных случаях руководитель и сам может принять решение об обязательном участии сотрудника в заседании комиссии. Для этого ему вручается письменное уведомление, в котором указывается дата и время проведения заседания.

Хочу предупредить, что отсутствие сотрудника на заседании аттестационной комиссии без уважительной причины является грубым нарушением служебной дисциплины.

Спорить разрешается

РГ: Какие решения могут быть приняты аттестационной комиссией? По сути, здесь решается судьба каждого конкретного человека.

Нургалиев: После рассмотрения кандидата комиссией, путем открытого голосования может быть принято одно из следующих решений.

Первое - рекомендовать для прохождения службы на должности, на которую претендует кандидат.

Второе - рекомендовать кандидата на нижестоящую должность либо должность с меньшим объемом полномочий.

Третье - не рекомендовать для дальнейшего прохождения службы в полиции, предложить должность в другом подразделении.

Особо подчеркиваю, что решение в каждом конкретном случае принимается коллегиально. Это исключает возможность какой-либо предвзятости или злоупотреблений.

Решение комиссии оформляется протоколом. Утвержденные заключения в течение семи дней доводятся аттестуемым сотрудникам под роспись. После чего оформляется соответствующий приказ о присвоении сотруднику специального звания. В зависимости от его профессиональной принадлежности - полиции, внутренней службы либо юстиции. И затем - о назначении его на должность, указанную в заключении комиссии.

Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, в соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона "О полиции", подлежат увольнению из органов внутренних дел.

РГ: Все чаще, говоря о создании полиции, употребляют словосочетание "отбор кадров". А ведь всем известно, что в милицию шел именно набор сотрудников - чуть ли не по объявлению. И это объяснимо - низкая зарплата, ненормированный рабочий день, отсутствие социальных гарантий при постоянном риске делали эту работу не особо престижной. Что-то изменилось?

Нургалиев: Это действительно так, поэтому в ходе реформирования МВД России особое внимание уделяется повышению социальных гарантий сотрудников ведомства. Частично они прописаны в уже принятом Законе "О полиции", а основная часть будет подробно изложена в другом, отдельном законе "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", проект которого 22 марта 2011 года был внесен президентом Российской Федерации на рассмотрение в Государственную Думу.

Безусловно, только высокие социальные гарантии и достойная зарплата позволят создать действительно высокопрофессиональную структуру. Ведь лишь при выполнении этих условий у нас появится возможность отбора сотрудников на конкурсной основе.

Этот метод уже давно взят на вооружение в ряде стран. Например, в Китае конкурс на одно место в министерстве общественной безопасности - 3 тысячи человек. Из этого числа претендентов всегда можно выбрать достойного кандидата, который будет с честью исполнять свои служебные обязанности и дорожить местом, при этом не польстится на взятки и не будет искать других путей для получения незаконных доходов. Аналогичную ситуацию мы видим и в других странах.

Взятка с "секретом"

РГ: Как вы проверяете сотрудников на "антикоррупционную устойчивость"? Искусственно создаете ситуации, провоцирующие на получение взяток?

Нургалиев: Сейчас департамент собственной безопасности МВД России изучает возможность внедрения таких проверок в органах внутренних дел. Этот метод давно и широко применяется в ряде европейских стран под названием "тестирование надежности". Он предполагает искусственное создание ситуации, позволяющей в кратчайшие сроки проверить добросовестность выполнения госслужащим своих обязанностей и определить - имеют ли место злоупотребления должностными полномочиями. Проверка проводится без информирования испытуемого. По ее окончании служащий ставится в известность о ее проведении, а также в обязательном порядке знакомится с результатами тестирования. В случае, если человек не прошел испытание, он привлекается к дисциплинарной ответственности либо подлежит увольнению.

Внедрение метода "проверки на коррупционную устойчивость" затрагивает модернизацию норм законодательства о государственной службе и трудового законодательства. Необходимо учитывать, что нарушение сотрудником установленных правил и регламентов служебной деятельности является, в первую очередь, нарушением трудовой дисциплины, может повлечь применение мер дисциплинарного характера.

РГ: Вы сказали, что этот метод применяется в других странах. Например?

Нургалиев: Если говорить о странах, в которых проблема противодействия коррупции стояла достаточно остро, то можно обратиться к опыту Чехии. В структуру инспекции полиции Чешской Республики, которая является аналогом департамента собственной безопасности МВД России, входит специальное отделение, созданное в соответствии с принятым в 2008 году законом "О полиции Чешской Республики". В его компетенцию входит рассмотрение жалоб на полицейских.

В целях профилактики коррупционных проявлений сотрудники отделения имеют право провести так называемое "тестирование должности". Проверка заключается в создании потенциально коррупционной ситуации, выйти из которой испытуемый должен самостоятельно, то есть решить тот или иной вопрос, относящийся к его компетенции по закону, либо поддаться соблазну и нарушить за вознаграждение свои должностные обязанности. Повторюсь, что алгоритм проверки достаточно прозрачен, даже, несмотря на то, что она проводится без информирования испытуемого.

Во-первых, по окончании проверки сотрудник ставится в известность о ее проведении, во-вторых, он в обязательном порядке знакомится с результатами тестирования.

В России этот метод, на мой взгляд, перспективен с точки зрения профилактики коррупционного поведения в системе госслужбы в целом.

Конечно, во избежание возможных нарушений конституционных прав госслужащих любые проверки на "коррупционную устойчивость" должны быть регламентированы, а право их проведения должно быть предоставлено кругу субъектов, строго подотчетных надзирающим органам, а также органам общественного контроля, роль которых в профилактике коррупции становится чрезвычайно важной. Гражданское общество - это наш союзник в антикоррупционной работе.

РГ: Тогда сразу - практический вопрос: на ваш взгляд, возможны ли при проведении внеочередной аттестации подобные коррупционные ситуации? Скажем, когда какой-нибудь руководитель, входящий или возглавляющий комиссию, использует свое служебное положение в корыстных целях?

Нургалиев: Понимаю, с чем связан такой вопрос. В последнее время в средствах массовой информации и сети Интернет появились сообщения о том, что сотрудникам органов внутренних дел за прохождение внеочередной аттестации предлагается заплатить руководителю определенную сумму денег.

Но, как вы сами могли убедиться, мы сделали все, чтобы исключить такую возможность. Механизм аттестации выстроен таким образом, чтобы эта процедура была максимально открыта и прозрачна для общества.

Коллегиальность принятия решений, привлечение к работе комиссий общественности, ветеранских организаций и представителей органов власти, всестороннее изучение послужного списка и личностных характеристик кандидата являются залогом объективности при проведении внеочередной аттестации.

Кандидат будет заранее ознакомлен со своей характеристикой, которую предоставят на рассмотрение комиссии. Он имеет право лично присутствовать на заседании и при необходимости дать пояснения. Все это позволит ему убедиться в отсутствии какой-либо предвзятости.

Также он имеет право в случае возникновения сомнений в объективности решения комиссии обжаловать его в установленном порядке. С этой целью ведутся протоколы заседаний, которые можно будет поднять и приобщить к процедуре обжалования.

Каждый руководитель несет персональную ответственность за соблюдение этих условий.

По моему указанию на официальном интернет-сайте МВД России размещена подробная информация о том, как будет проходить переаттестация, в каком порядке и последовательности. И в дальнейшем средства массовой информации и общественность будут регулярно информироваться о ходе проводимой работы.

Кроме того, в целях недопущения каких-либо злоупотреблений при проведении внеочередной аттестации департаментом собственной безопасности МВД России организована работа специального "телефона доверия" для приема сообщений от сотрудников органов внутренних дел, представителей общественности и СМИ. Каждое обращение будет тщательно проверено и по нему будут приняты соответствующие меры.

В департаменте кадрового обеспечения МВД России открыта "горячая линия", где сотрудники органов внутренних дел и члены их семей могут получить консультации по вопросам переаттестации, а также по вопросам, связанным с прохождением службы.

На данный момент ее услугами воспользовались порядка 60 человек. К нам обратились и продолжают обращаться как сотрудники органов внутренних дел, так и граждане, причем из разных уголков нашей страны. Хочу особо подчеркнуть, что ни одно из поступивших обращений не осталось без ответа.

О чем шел разговор

По предварительным данным, 15-20 процентов милицейских руководителей могут не пройти аттестацию.

В работе комиссий будут участвовать представители общественных советов.

Каждый сотрудник имеет право оспорить решение комиссии.

Полицейских станут проверять на коррупционную устойчивость - будут искусственно создавать "щекотливые" ситуации.

О злоупотреблениях при аттестации можно сообщить по "телефону доверия".

ключевой вопрос

РГ: Имеет ли сотрудник право обжаловать решение аттестационной комиссии, и каким образом он может это сделать? Можно ли будет повторить попытку, если с первого раза не удалось стать полицейским?

Нургалиев: Да, у него есть такое право. Для этого необходимо составить мотивированную жалобу.

И, если ее признают обоснованной, ему будет предоставлена возможность повторно пройти аттестацию.

РГ: Кто контролирует проведение аттестации?

Нургалиев: Контроль за проведением внеочередной аттестации в органах внутренних дел осуществляют лично президент Российской Федерации, администрация президента Российской Федерации и министр внутренних дел Российской Федерации.

В территориальных органах МВД России установлена персональная ответственность руководителей всех уровней за соблюдением объективности принимаемых кадровых решений по каждому конкретному сотруднику. Ошибки здесь недопустимы.

Кроме того, для понимания всех происходящих изменений разработаны методические рекомендации по проведению внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел. В случае выявления каких-либо нарушений или наличии информации о необъективности проведения аттестации, реагирование на такие факты со стороны руководства МВД России будет весьма жестким.

В целях обеспечения объективности оценки профессиональных качеств сотрудников, согласно Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, в спорных случаях в работе аттестационных комиссий по требованию аттестуемого и согласия органа внутренних дел могут участвовать представители профессиональных союзов (ассоциаций) сотрудников органов внутренних дел.

РГ: Сотрудники полиции будут проходить аттестацию постоянно или ее проведут только один раз - при реорганизации милиции в полицию?

Нургалиев: Безусловно, аттестационные комиссии будут работать в органах внутренних дел на постоянной основе. В дальнейшем мы обязательно учтем опыт проведения настоящей внеочередной аттестации и будем использовать его при осуществлении плановых аттестаций, в том числе и путем совершенствования правовых механизмов их проведения.

Одновременно с переаттестацией будет проходить и ротация кадров.

Многие руководители подразделений органов внутренних дел поменяют место службы. Обо всех кадровых изменениях в ходе переаттестации мы сразу же информируем общественность.

 

Справка "РГ"

Сотрудники органов внутренних дел, представители общественности и СМИ, располагающие конкретной информацией о фактах злоупотреблений при прохождении внеочередной аттестации, могут сообщить об этом по "телефону доверия" Департамента собственной безопасности МВД России: 8 (495) 667-77-90.

Информацию о "телефонах доверия" территориальных подразделений собственной безопасности можно найти в блоге ДСБ МВД России.

"Горячая линия" Департамента кадрового обеспечения МВД России работает в будние дни с 9.00 до 18.00 (мск) - тел.: 8- (495)-667-51-86, 8-(495)-667-00-50. По указанным телефонам также можно сообщать о нарушениях установленного порядка переаттестации.