Непродуманные действия управления образования Екатеринбурга спровоцировали нездоровый ажиотаж среди родителей, чьи дети поступают в первый класс. Итогом стали массовые беспорядки в ряде школ.
Скопление родителей будущих первоклассников у входа в языковую гимназию видно издалека. На ледяном, совсем не апрельском ветру они терпеливо ждут своей очереди, чтобы подать документы. У входа - наряд полиции. Вооружены вплоть до автоматов и в полной боевой готовности, хотя все пока спокойно. Родители организованно, строго по составленному ими самими списку входят в здание. Обо всем договорились заранее, в том числе и о том, как цивилизованно, но твердо отразить в случае необходимости атаки "чужих" - тех, кто не записывался, не передавал друг другу эстафету круглосуточного дежурства.
Во многих престижных школах, коих в столице Урала немало, ситуация не столь благостная. Один из местных телеканалов уже продемонстрировал шокирующие кадры драки, возникшей у одного из лицеев накануне начала приема документов. И неудивительно: нервы у многих сдали - у школы, в которую я мечтала определить своего ребенка, народ днем и ночью стоит еще с 31 марта. Инициативная группа возникла стихийно - из-за отсутствия внятной информации родители стянулись к гимназии: не ровен час, и у нас "без объявления войны" документы начнут принимать как в Москве, 1 апреля, а не в мае, как это всегда было раньше.
Я сама в тот вечер к школе не пошла. По журналистской привычке получать информацию из первоисточника дозвонилась до горуно, где сказали: прием с 20 апреля, не стоит волноваться! Оказалось, стоило. Потому что именно эта изнурительная 20-дневная вахта и стала тем экзаменом, который выдержали немногие родители - до последнего не знали, какой предмет сдаем.
Руководство городского управления образования весь апрель не устает заверять: всем малышам шести-семи лет мест за партами хватит. В первых классах их предусмотрено на 1313 больше, чем в городе проживает будущих учеников. Однако тех взрослых, кого не устраивает уровень преподавания в обычных школах, это не успокаивает.
Процесс поступления в хорошую школу в Екатеринбурге год от года становится все драматичней. Раньше лицеи и гимназии неофициально, но вполне открыто набирали учеников по двум критериям: либо по кошельку, либо по наличию способностей и интеллекта у ребенка, то есть через собеседования или тестирования после подготовительных курсов. Подходы не бесспорные, но хотя бы понятные. Год назад горуно взбодрило педагогов и родителей, приняв решение безоговорочно брать документы у екатеринбуржцев, проживающих в микрорайоне школы. Делянки были нарезаны и учебным заведениям с добрым именем - и в гимназии потянулись вереницы вполне обеспеченных граждан, подобно гастарбайтерам, прописанных по 30 человек на одном квадратном метре.
На этот раз правила вновь переписали: 1 апреля на сайте городского управления образования появилась информация о том, что микрорайоны сохраняются, но вместо нескольких домов расширены до 5-6 улиц. Действия родителей в этой ситуации предсказать нетрудно:
- Пришла в паспортный стол, а там в очереди все знакомые - с наших подготовительных курсов, - поделилась впечатлениями мама одного из товарищей моего сына. - Да, наверное, не хорошо это, но нас поставили в такие условия.
В общем, люди предприняли все, что могли, но, как оказалось, зря потратили время, а порой и деньги. Потому что 15 апреля - за 5 дней до начала подачи документов - правила игры опять изменили. Границы микрорайонов на карте городского образования стерли вообще.
Причиной экстренной новации, по версии ГорУНО, стало решение Мосгорсуда, признавшего незаконным закрепление за школами микрорайонов, поскольку это нарушает права граждан на получение общего образования. Очевидно, принимая два предыдущих варианта правил, специалисты ГорУНО Закон "Об образовании" или не читали, или не усвоили, поскольку, как подчеркивают в министерстве общего и профессионального образования Свердловской области, данная норма была принята еще в 1992 году.
Что же касается проверенного временем варианта конкурсного набора гимназистов, то любые "экзамены" для дошколят тем же законом строжайше запрещены. Понятно, что чиновники не ставят под сомнение его целесообразность.
- Не боитесь, что если год от года будете набирать учеников "в порядке живой очереди", в перспективе гимназия может потерять свой статус? Разве вам не нужны умные дети? - спрашиваю директора образовательного учреждения. Директор занимает свой пост всего лишь около года и очень надеется его за собой сохранить.
- Вы даже не представляете, как нужны! Но лучше пусть меня накажут за низкую успеваемость, чем уволят за нарушения при приеме, - честно признается она.
Кстати, на последней пресс-конференции начальник ГорУНО Евгения Умникова высказала такое предложение: статусные школы будут постепенно избавляться от начальных классов: в среднее и старшее звено дети вполне законно будут поступать на конкурсной основе. Правда, языковых школ это не коснется - там спецпредметы начинаются с первого года обучения.
- А как же ранее выявление способностей, поддержка талантливой молодежи, о чем сейчас все чаще говорят на самом высоком уровне? - не унимаюсь я.
- Талант и плохая школа не испортит. У ребенка есть родители, есть и всевозможные учреждения дополнительного образования, где его можно развивать. Таких у нас много и вообще-то они бесплатные, - участливо подсказала выход начальник ГорУНО.
Но органы управления образованием, в том числе и муниципальные, могли бы тоже способствовать увеличению числа интеллектуалов в нашей стране? Коль скоро растет не только рождаемость, но и родительский спрос на хорошее образование, нужно стремиться его удовлетворить? Да, быть может, как утверждают в горуно, для того, чтобы больше школ в городе имели повышенный статус, необходимы главным образом усилия педагогических коллективов. Но, по мнению многих педагогов, все последние годы управление только и делало, что буквально вытаптывало любую инициативу школ.
- Чиновники освободились от всех самостоятельных, мыслящих директоров школ, а расцветают и получают повышенное финансирование те, кто умеет приспосабливаться и не возражает, - с горечью говорит директор школы N 215 Екатерина Захарова. - Сегодняшняя ситуация не случайна - она подготавливалась годами. Все, что творится со школой, - это чиновничьи игры.
В тот день, когда родители штурмовали гимназии, сама госпожа Умникова в городе отсутствовала - отбыла на конференцию в Санкт-Петербург. Так что если и случились какие эксцессы - так по недогляду подчиненных.
Вообще возможность общественных беспорядков, а также, смею предположить, коррупции, была заложена в правилах приема в школу изначально, а неразбериха, созданная городским управлением образования, ситуацию усугубила. Впрочем, в отличие от чиновников, большинство родителей, изнуренных "вступительным марафоном" прекрасно понимают, что "живая очередь" под дулами автоматов - это самый примитивный способ не допустить ущемления чьих-либо прав.