Сегодня тема предоставления государственных услуг через многофункциональные центры, которые еще называют "службой одного окна", обсуждается в минэкономразвития.
Вчера она стала главной темой расширенного заседания Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике. Сенаторы готовят поправки в закон, которые призваны помочь новой технологии распространиться повсеместно. Потому что сегодня развитие нового механизма работы с населением серьезно тормозится обилием противоречащих друг другу документов.
Закон о "службах одного окна" был принят год назад, и с тех пор комитет вел мониторинг его выполнения. Глава комитета Рафгат Алтынбаев отметил, что многофункциональные центры (МФЦ), которые должны стать посредниками между чиновниками и населением, нормально работают только в пяти регионах. И там, где они работают, более 90 проц. посетителей довольны результатом: ожидание в очереди сокращается более чем в два раза, время ожидания услуги уменьшается на 65 проц. По консервативным оценкам, в 2010 году услугами МФЦ воспользовались более 4 млн человек.
Сегодня в 49 субъектах работают 166 МФЦ. По плану минэкономразвития в 2012 году количество посредников должно увеличиться до 800 в 80 регионах. "Службы одного окна" не являются госорганами - по сути, они просто посредники между государством и человеком, который хочет решить вопросы, связанные с правами на недвижимость, социальной поддержкой или предпринимательством. В разных регионах МФЦ предоставляют от 70 до 200 услуг.
Впрочем, радужные планы министерства могут и не оправдаться. Алтынбаев подсчитал, что из 40 подзаконных актов, которые нужны для того, чтобы закон заработал, принято только 7. Кроме того, МФЦ, которые предоставляют услуги сразу трех уровней (федеральных, региональных и муниципальных органов) должны иметь три источника финансирования. С технологией распределения денег так до сих пор и не определились. Но самой серьезной помехой нормальной работе стало очень плохое межведомственное взаимодействие.
Кроме законодательной путаницы, нормальному развитию института посредников госуслуг мешает финансовый фактор. По данным минэкономразвития, только в 4 регионах охват населения "службами одного окна" превышает 50% населения. Весь Дальневосточный федеральный округ работает "по старинке". Это, конечно, можно называть "вялостью регионов" и нежеланием подхватывать модернизационные инициативы. Замдиректора департамента минэкономразвития Максим Паршин сообщил, что уже готово письмо главе администрации президента Сергею Нарышкину о том, что не мешало бы привлекать полпредов, у которых есть свои методы стимулирования регионалов.
Но истинные причины этой "вялости" раскрыл он же, Максим Паршин, буквально через несколько минут после вопроса смоленского депутата о том, сможет ли депрессивный регион потянуть строительство такого центра без федеральной помощи. "Есть небольшое софинансирование, совсем небольшое, речь о процентах, - пояснил Максим Паршин. - У нас есть расчеты стоимости, мы готовы ими поделиться". Впрочем, понадобилась специальная просьба председателя комитета, чтобы чиновник озвучил хотя бы приблизительную цифру. "Опыт показывает, что на район численностью 72 тысяч человек нужно помещение в 40 "окон" - до 1000 квадратных метров. Это от 15 до 30 миллионов рублей".
И сразу стало понятно, почему интенсивнее всего развитие МФЦ идет в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург и Татарстан. Это регионы-доноры, у которых все хорошо с деньгами. А значит, "бумажные" проблемы все-таки находятся на втором плане, а на первом - все-таки финансы. Потому что регионам-лидерам, где МФЦ покрывают больше половины населения, очевидно, не мешают ни 33 непринятых подзаконных акта, ни разночтения в ФЗ-210 и Бюджетном кодексе, которые, как оказалось, по-разному толкуют понятие "госуслуги". Но об этом в сенатских поправках, к сожалению, ничего не сказано.