В чем отличия между "плохой" школой и "хорошей"? Ученые Института развития образования ВШЭ провели исследование 2000 учебных заведений в разных регионах.
Учитывалось множество показателей, начиная от результатов ЕГЭ до кадрового обеспечения школ и количества учеников из социально незащищенных семей. Выяснилось, что успешными можно назвать только 12 процентов школ. 30 процентов - плохие, с большим количеством двоек на ЕГЭ, оставленными на второй год учениками и малым числом ударников и отличников.
Среди этих "отстающих" больше одного процента - совсем уж слабые, где ученики заваливают сразу два обязательных ЕГЭ. В одном из регионов таких школ оказалось почти 20. Кто и как там учит детей? Как показало исследование, в таких школах значительно меньше учителей с высшей категорией - всего 34 процента, в то время как в других - 55, слишком мало коррекционных педагогов, а ученикам почти не предлагаются профильные программы. Учителя сильными учениками почти не занимаются, помогая в основном слабым. Впрочем, безуспешно.
Что касается контингента, то в этих заведениях учится много детей из неполных семей (30 процентов против 18 в других школах), многодетных (12 против 5), детей безработных родителей (13 против 5) и тех, для кого русский является неродным (9 против 2).
Еще 58 процентов школ каждый год показывают разные результаты. То попадают в категорию "успешных", то сползают назад.