Разработка "Стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года", над которой эксперты корпят не первый год, должна быть завершена до конца этого года.
Такую задачу поставил вчера на заседании городского правительства мэр Москвы Сергей Собянин. Он пояснил, что этот документ будет опираться на сводную программу, которая объединит 15 основных городских государственных программ по главным направлениям на период с 2012 по 2016 год. "Именно она должна дать полное представление о том, куда нам двигаться дальше в ближайшие пять лет", - подчеркнул градоначальник. Вчера же были представлены проекты первых двух программ.
Самой приоритетной, как и следовало ожидать, была названа программа развития транспортной системы города. Собственно, ее реализация уже началась - с плана первоочередных мероприятий транспортного развития на 2011 - 2012 годы. Сейчас властям важно определиться со своими действиями на более длительный срок и понять, во что это выльется для бюджета, а главное - какой будет результат. 200 миллиардов рублей в год, которые прежде планировалось потратить на транспорт и строительство дорог, оказались не окончательной суммой. Вчера ее было решено увеличить в полтора раза - до 300 миллиардов рублей, что составляет 20 процентов от городского бюджета: "Цифры эти предельные, и, конечно, надо постараться привлечь больше внебюджетных средств, - заметил мэр. - Но, скорее всего, структура бюджета-2011 такой и будет". Большая часть из этих денег будет потрачена на развитие метро: вместо 50 миллиардов рублей - 100 - 120 миллиардов. И такие расходы столица теперь готова нести ежегодно, вплоть до 2016 года. Что изменят эти финансовые вливания в жизни москвичей? "Будет построено 85,6 километра новых линий метрополитена, заменены и обновлены более 2 тысяч вагонов, 64 эскалатора, - рассказал заммэра Москвы по вопросам транспортного развития и дорожного строительства Николай Лямов. - Это позволит подземке увеличить объем перевозок пассажиров на 18 процентов, а численность населения столицы в районах, не имеющих метро, сократить с 22 до 13 процентов. Станет под землей и просторнее, так как протяженность перегруженных участков подземки убавится с 41 до 10 процентов. Пассажиры это почувствуют еще и потому, что на каждом квадратном метре вагона в час "пик" будет на полчеловека меньше: вместо 5,5 - 5 пассажиров".
Еще свободнее, по словам Николая Лямова, станет в наземном городском общественном транспорте, где на каждом квадрате будет ездить вместо тех же 5,5 человека - 4,1 пассажира. Скорость передвижения автобусов и троллейбусов по городу вырастет с 12 до 18 километров в час, а на выделенных полосах для общественного транспорта - до 35 километров в час. Одновременно сократятся интервалы в их движении - с 8 до 6 минут. Произойдет это за счет того, что московские власти готовы поддерживать практически все средства передвижения, лишь бы вытащить город из пробок. В частности, к 2016 году они планируют построить 13 станций на Малом кольце железной дороги, открыть 6 новых автовокзалов, активнее использовать для пассажирских перевозок Москву-реку, а для спасателей и служб МЧС - даже воздух, для чего в округах соорудить 9 вертолетных площадок. Велосипедам, категорически не признаваемым прежним правительством города в качестве транспортного средства ("У нас не Европа, - говорили они, - девять месяцев в году зима"), и тем нашлось место в проекте новой программы. "Мы рассматриваем велосипед и для деловых поездок, и для отдыха", - рассказал Николай Лямов. Для начала предлагается создать 10 тысяч мест на специальных велосипедных парковках у станций метро и железной дороги, а также возле транспортно-пересадочных узлов, где москвичи смогут оставить велосипед при пересадке на другой вид транспорта. Кроме того, будет создаваться сеть велодорожек, а чтобы горожане могли лучше ориентироваться среди наиболее безопасных и удобных маршрутов, разработают велокарты.
Большие надежды Лямов возлагает на интеллектуальную систему управления дорожным движением. По его расчетам, полное оснащение транспорта аппаратурой ГЛОНАСС, внедрение систем видеофиксации нарушений правил дорожного движения и других технических новшеств способно на четверть снизить задержки транспорта на дорогах, на 15 процентов - повысить пропускную способность дорог, на 20 процентов - снизить расход топлива и вредные выбросы в атмосферу. "Было бы, конечно, хорошо за счет регулирования светофоров решить транспортную проблему, но боюсь, вряд ли это произойдет", - остудил оптимизм Лямова мэр. И посоветовал: "Вы все-таки еще раз вместе с экспертами оцените показатели внедрения интеллектуальной транспортной системы".
Еще одна программа, проект которой был представлен на суд правительства столицы заммэра Людмилой Швецовой, посвящена развитию индустрии отдыха и туризма. Особое внимание в ней уделено приведению в порядок зеленых зон: все столичные парки, начиная с крупнейших - Парка им. Горького, "Сокольников", вплоть до квартальных детских городков, за ближайшую пятилетку должны быть модернизированы. "Начиная с 90-х годов прошлого века финансирование, содержание и развитие парковых территорий города осуществлялось по остаточному принципу и на крайне низком уровне", - пояснила необходимость этого Швецова.
Результат налицо - износ материально-технической базы большинства из них составляет от 30 до 80 процентов. Стоило нынче городским властям лишь немного привести зеленые зоны в порядок, залить больше катков, проложить новые лыжни и устроить детские горки, как москвичей, предпочитающих там отдыхать, стало вдвое больше. До конца этого года в реконструкцию зеленых зон будет вложено 15 миллиардов рублей. Это позволит реставрировать зеленые насаждения, обновить инженерные сети, провести освещение, организовать современную систему общественного питания, а на смену "синим кабинкам", заполонившим Москву, построить нормальные благоустроенные туалеты. Вместе с тем парки, по словам чиновницы, не должны быть похожи друг на друга. Для того чтобы у каждого из них появилось свое лицо, специалисты пытаются определить, для кого же именно предназначен каждый московский парк, для какой категории отдыхающих. И уже с учетом этого в будущем предстоит оснастить его. Скажем, если в парке будет собираться молодежь, ей будет интересно позаниматься экстремальными видами спорта, а если дети, то требуются разные качели-карусели и малые архитектурные формы.