Выставка "100 % Иваново. Агитационные ткани и эскизы текстильных рисунков 1920-1930-х годов из собраний музеев Москвы и Иваново" открылась в Центральном музее современной истории России.
Совместный проект Ивановского историко-краеведческого музея им. Д.Г.Бурылина, Исторического музея, Музея современной истории и Благотворительного фонда В.Потанина также сделал возможным выпуск первого полного подробного каталога ивановских агитационных тканей. Этот двухчастный фолиант в тканевом переплете, подготовленный в рамках музейной программы "Первая публикация", представляет раритеты революционного текстиля, который был призван изменить не только быт советского человека, но и его самого.
Раритетами ткани с самолетами-шестеренками-тракторами стали, во-первых, потому, что они выпускались относительно недолго - с 1924 по 1934. Собственно, уже 6 октября 1933 года со страниц "Правды" прозвучал приговор агитационному текстилю: "Никому не дано право превращать честного труженика в передвижную картинную галерею". А пару месяцев спустя вердикт был подкреплен постановлением Совнаркома "О недопустимости производства товаров рядом фабрик и предприятий, использующих бедные или несоответствующие рисунки". Кроме того, "несоответствующие рисунки" обсуждались, показывались на выставках (в том числе в Париже, где в 1925 году за ткань "Серп и молот" Сергей Петрович Бурылин получил Гран-при), но в производство шли все же в небольшом количестве. Прежде всего из-за несознательности граждан, которые всем шестеренкам предпочитали лютики-ромашки. Наконец, ткань тогда была недешевой, вещи изнашивали, перешивали, пускали на тряпки, в общем - использовали по максимуму. Неудивительно, что вещи с тканями 1920-1930-х гораздо труднее найти, чем даже газеты и журналы тех времен.
Сравнение с газетой, конечно, хромает. Но что поделать, если по мысли теоретиков тех лет ткани - "идеологический товар". Мы со своими спорами о текстильном дизайне оказались в русле мировой модернистской тенденции, опередив ее примерно на десятилетие. Но, похоже, что источником вдохновения для советского агиттекстиля поначалу был даже не авангард, а лубок и вышивка. Плакат-аппликация был, в сущности, упрощенным вариантом традиционной вышивки, которой женщины испокон веков занимались. Только теперь они вышивали не в светлице, а, например, в "бытовом кружке Зарядье-Вознесенской мануфактуры". Вместо цветочков появились книга, серп и молот, вместо томной красавицы - серьезная девушка в косынке и с книгой. Временами эффект оказывается весьма неожиданным.
В этих условиях мастерам старой школы приходилось выкручиваться. Многие пытались совместить розочки с шестеренками и тракторами. Владимир Маслов, например, в 1925 картины "индустриализации деревни" вписал в гирлянды с виноградом, яблоками, которые раньше украшали тяжелый французский шелк. Другие, как Бурылин, вписывали в снопы шестеренки или превращали "лампочку Ильича" в подобие груш в растительной гирлянде... Сергей Логинов предпочел детективный путь: он в розовую ткань с цветами зашифровал лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Филигранную работу гравера можно обнаружить, только вооружившись лупой. Зато художественному совету нечем было крыть: революционное содержание - налицо, точнее - на ткани. Наконец, всегда была возможность превратить рисунок - в абстракцию. Этот путь обычно предпочитали выпускники ВХУТЕИНа. Впрочем, и старые мастера не отказывались от этого приема. Так, Бурылин виртуозно сплел цифры 5 и 4. Кто не в курсе, это означало: "Пятилетку в четыре года".
Впрочем, нынешняя выставка подводит итог не только краткому веку агиттекстиля, но и отчасти - полуторавековой истории ивановских мануфактур. Музей ивановского ситца остается единственным хранителем прошлого "Красного Манчестера", как называли Иваново-Вознесенск в середине 1920-х, когда здесь строили "город-сад" и первый рабочий поселок с водопроводом и канализацией, ориентируясь не только на конструктивистскую мечту, но и на реальность европейских городов. Неплохо бы и сегодня использовать опыт Европы и Англии, где музеи становятся новыми градообразующими структурами.