Редакционная статья Corriere Della Sera
Роберто Капитани, чей художественный салон находится в самом центре Милана, когда-то слыл специалистом в живописи девятнадцатого века, но в один прекрасный момент его осенило.
- Меня привлекало русское искусство, и я понял, что за Малевичем, Кандинским и Шагалом могла скрываться художественная реальность, спрятанная от посторонних глаз по политическим мотивам. В 80-е годы я отправился в Россию в поисках спрятанных сокровищ. Речь шла о Советском Союзе времен холодной войны, закрытом мире, полном подозрений, и со своими правилами жизни.
- Я встретил Елену Кисловскую, очень опытного искусствоведа, которая давала мне ценнейшие советы, а позже стала моей женой, - говорит Капитани. - Она познакомила меня с заброшенной Россией, где, однако, можно было найти маленькие музеи, полные шедевров, сваленных в полуподвалах. Эти работы избежали советских чисток просто потому, что они находились слишком далеко от коридоров власти. В этих маленьких музеях жена записывала имена художников на русском языке. Потом мы устанавливали возможное происхождение этих фамилий и звонили всем гражданам, которые могли оказаться их родственниками. Иногда мы попадали в цель, и нам открывались настоящие скрытые миры. Люди назначали нам встречи в ночное время, очень часто они проживали в самых скромных условиях. Мы пересекали замусоренные дворы, поднимались по полуразрушенным лестницам, проходили по темным коридорам, в которых лампочки были украдены. Иногда после стакана водки появлялся на свет божий какой-нибудь шедевр, скрытый под половицей или за шкафом. Люди жили в страшной бедности, но всегда угощали чаем с вареньем. Были такие, которые продавали шедевры за бесценок, и такие, которые запрашивали много за мазню, а потом на эти деньги шли покупать колбасу. Не было никакого понятия о рынке. Можно было найти натюрморт Пуни, выставленный в магазине, торгующем обувью, или полотно Моргунова в книжном магазине. Один раз я купил полотно Луиджи Росси у сантехника. Он получил его в уплату за работу от коллекционера, оставшегося без гроша.
Из статьи "Как я в СССР искал шедевры, погребенные в подвалах" (www.inosmi.ru)