Ровно 200 лет назад вышла в свет первая в России антология современной поэзии

Ровно 200 лет назад, в апреле 1811 года, вышла в свет первая в России антология современной поэзии.

Предпринял это масштабное и невиданное доселе издание 28-летний Василий Жуковский. Идея показать русскую поэзию во всем цвете (кстати, греческое слово anthologia на русский язык переводится как "цветослов") родилась у него еще в ноябре 1805 года, когда он с огромным увлечением давал уроки своим племянницам, Маше и Саше. Готовясь к урокам словесности, юный педагог выписывал из книг, журналов, альманахов, а также из писем своих друзей-поэтов особенно понравившиеся стихи. Тетради с этими выписками и стали основой "Собрания русских стихотворений, взятых из сочинений лучших стихотворцев Российских и из многих русских журналов".

Открывалась антология "Подражанием Иову" М.В. Ломоносова. К лету 1811 года из типографии Московского университета вышло пять частей антологии и шестой дополнительный том. Составитель вправе был ожидать если не благодарности, то хотя бы благосклонности от современников. Но в тесном кругу русских стихотворцев возникли неудовольствия. Одним не нравился подбор авторов, другие сетовали на то, что их произведений слишком мало в антологии.

Вдобавок кто-то нашептал Державину, что вот антология Жуковского бойко расходится, а книги живых классиков из-за этого залеживаются. Дело представили таким образом, что составитель, поместив державинские оды в первом томе "Собрания...", чуть ли не ограбил старика. И Гавриил Романович, который еще накануне готов был именно Жуковскому передать свою "ветху лиру", страшно разбранился: вот, мол, что творят молодые на Парнасе! Ничего святого!..

Защищая Жуковского от напраслины, Константин Батюшков писал своему другу Николаю Гнедичу, что смешно обвинять в сребролюбии человека, который "насчет денег такая же живая прореха, как ты и как я...". В том же письме Батюшков пишет о Василии Андреевиче: "Я его люблю... потому что он имеет большие дарования, ум и самую добрую, благородную душу".

Жуковский терпеливо сносил нападки и мечтал о продолжении своей антологии. Ведь еще в предисловии к "Собранию...", написанному 17 декабря 1810 года, Василий Андреевич не без юмора обращался к коллегам, "имеющим некоторые связи на Парнасе": "Если бы они согласились снабжать Издателя произведениями своей Музы, предоставив ему необходимое право свободного выбора, то каждый год могла бы быть издаваема одна порядочная книжка, служащая продолжением Собранию Русских Стихотворений... И каждая книжка была бы украшена и портретом одного из известных Русских Писателей... Если это предложение одобрено будет нашими Стихотворцами, то просим их доставлять произведения свои в Контору Университетской Типографии с надписью "Издателю Собрания Русских Стихотворений".

Вторжение Наполеона не дало осуществиться этому плану. 10 октября 1812 года Жуковский ушел в ополчение. Значительная часть тиража "Собрания лучших русских стихотворений..." сгорела во время московского пожара. Среди немногих уцелевших экземпляров антологии - тот, что попал в библиотеку Царскосельского лицея. Именно эти тома мне недавно посчастливилось держать в руках. Они находятся в отделе редкой книги Уральского государственного университета в Екатеринбурге.

После войны у Жуковского не было возможности вернуться к своему замыслу. Но сама идея собирания образцов современной поэзии в одном издании оказалась столь близкой русской литературе, что поэтические антологии стали к началу ХХ века очень популярны в России. Причем чем более кризисной была ситуация в стране, тем интереснее становились антологии.

И так повелось со времен Жуковского, что русские поэтические антологии - глубоко авторские. Они несут на себе отпечаток личности составителя. Достаточно вспомнить "Русскую музу" Петра Якубовича, появившуюся в канун первой русской революции, или антологию З.Н. Гиппиус "Восемьдесят восемь современных стихотворений", отпечатанную в Петрограде летом 1917 года. Или книгу М.Л. Гаспарова "Русские стихи 1890-х - 1925-го годов в комментариях", опубликованную в смутном и трагическом для России 1993 году. Или антологию Астафьева, изданную на рубеже веков: Виктор Петрович собрал ее из своих любимых стихотворений. И разве можно отделить грандиозные "Строфы века" от яркой личности Евгения Александровича Евтушенко?

А одна из лучших за всю историю нашей литературы антология духовной поэзии "Круг Лета Господня" - это же венец всей жизни ее составителя Флоры Нерсесовой. Актриса, режиссер, сотрудник литературно-драматической редакции Центрального телевидения Флора Яковлевна Нерсесова в последние годы жизни преподавала художественное слово в Воскресной школе при храме Христа Спасителя. Она написала замечательное пособие по основам красноречия, ставшее приложением к ее антологии.

Очевидно, что поэтические антологии становятся событиями именно в те моменты, когда общество остро нуждается в собирании духовных земель.

dmitri.shevarov@yandex.ru