Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Мы завершим разговор о сложноподчиненном предложении и поговорим о сложносочиненном предложении с подчинением.
Урок 34. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными частями (окончание). Последовательное подчинение. Предложения с комбинацией различных видов придаточных частей. Сочетание союзов разных придаточных частей. Сложносочиненное предложение с подчинением. Сложные синтаксические конструкции. Лексико-грамматические блоки. Учимся создавать высказывания
Ко второму виду сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные части образуют цепь присоединений: первое (придаточное 1-й степени) относится к главному предложению, второе (придаточное 2-й степени) - к первому придаточному, то есть первое придаточное становится главным для второго придаточного, и т. д. Такая связь придаточных предложений называется цепной, или последовательным подчинением. Знаки препинания в этом случае ставятся так, как в предложении с одной придаточной частью, например:
Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ. (И. Тургенев) - К главному предложению присоединяется придаточное 1-й степени времени, далее к этому придаточному присоединяется придаточное 2-й степени определительное.
Доказательством сложности лексико-грамматических связей при последовательном подчинении может служить ситуация, когда одно придаточное предложение находится внутри другого - в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза или союзных слова что если, что когда, так что хотя и т.д. Сочетающиеся союзы и союзные слова разделяются или не разделяются запятой в зависимости от контекстуальных условий - возможности или невозможности изъятия одной придаточной части из другой без нарушения грамматической и смысловой структуры предложения.
Запятая на стыке подчинительных союзов ставится, если одно придаточное (2-й степени) извлекается из другого придаточного (1-й) степени, не нарушая его структуры, например:
Петя знал, что, если он собьется с дороги, может заблудиться. - От главной части зависит придаточное 1-й степени изъяснительное: знал (что?) что может заблудиться; а от этого придаточного зависит придаточное 2-й степени условное: может заблудиться (при каком условии?) если он собьется с дороги. Это придаточное условное можно изъять, не разрушив структуру изъяснительного: Петя знал, что может заблудиться.
Запятая на стыке подчинительных союзов не ставится, если изъятие придаточного 2-й степени разрушает структуру придаточного 1-й степени. Это случается тогда, когда подчинительный союз придаточного 1-й степени что имеет вторую часть то или так. Например:
Петя знал, что если он собьется с дороги, то может заблудиться. - В этом предложении грамматическая зависимость главной и придаточных частей такая же, как и в предыдущем, однако условное придаточное невозможно изъять из изъяснительного, не разрушив его смысла: нельзя сказать Петя знал, что то может заблудиться.
Обратите внимание на отсутствие в обоих случаях интонационной паузы на стыке союзов.
Задание Прочитайте предложения из произведений И. Ильфа и Е. Петрова. Проследите развитие авторской мысли в пределах одного предложения. Проанализируйте структуру предложений и выясните, что - члены предложения или грамматические основы - соединяет союз и. Проверьте, совпадают ли знаки препинания со смысловыми акцентами, и оцените стройность фраз.
1. На рассвете, когда страх немного уменьшился, Остап выбрал местечко, поблизости которого не было ни стен, которые могли бы обвалиться, ни людей, которые могли бы помешать, и приступил к вскрытию стула.
2. Швейцар в фуражке с зигзагом сообщил Бендеру, что товарищ Скумбриевич минуту тому назад здесь был и только что уехал купаться на Комендантский пляж, что давало ему, как он говорил, зарядку бодрости.
3. Надо ли удивляться тому, что распаленный всем происшедшим Остап не стал медлить и полез за Скумбриевичем в воду, нисколько не смущаясь тем, что важный разговор о нечистых акционерных делах придется вести в Черном море.
В русском языке есть масса примеров, когда сложные предложения являют собой комбинацию сочинительной и подчинительной связи (и бессоюзной, о чем разговор ниже). При этом надо иметь в виду, что основная грамматическая связь в таких конструкциях - сочинительная, поскольку с ее помощью соединены равноправные предложения или грамматические основы. И уже внутри частей, соединенных сочинительными союзами, могут находиться распространители - придаточные части, поэтому все предложение получило название сложносочиненного с подчинением. (Прежде мы сталкивались со сложносочиненным предложением, части которого имели общее придаточное.)
Задание. Проанализируем, как строит высказывания рецензент в сочинении-рецензии в попытке обосновать идею авторского текста. Перед нами конец одного абзаца и начало другого.
Искандер вспоминает, что еще в детстве, слушая "Капитанскую дочку", "чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги", и уже тогда у него возникла мысль, что только любовь может быть причиной таких отношений. "Любовь - главнее всех", - делает вывод автор, и этот вывод есть основная мысль текста.
Искандер, очевидно, искал объяснение такому восприятию отношений персонажей, в связи с чем он высказывает предположение, что, "видимо, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича".
В первом предложении рецензент говорит о том, как автор текста пришел к своему взгляду на персонажей "Капитанской дочки". Он излагает мысль автора с помощью сложносочиненного предложения: сначала Искандер вспоминает, потом и уже тогда у него возникла мысль. А внутри этих незаконченных частей придаточные предложения, которые, собственно, и раскрывают смысл того, о чем вспоминает Искандер и какая у него возникла мысль. Очень важен и деепричастный оборот в первой части этого сложносочиненного предложения, отсылающий читателя к предмету внимания автора - "Капитанской дочке". А вслед за этим распространенным сложносочиненным предложением с подчинением идет достаточно лаконичное, скупо распространенное сложносочиненное предложение, которое как бы подводит черту, формулируя вывод и одновременно основную мысль исследуемого рецензентом текста. Обратите внимание на вторую часть: связка есть делает высказывание строгим, приближая к научному стилю, а "новое" - основная мысль авторского текста - отнесено в конец предложения и принимает на себя логическое ударение.
Попытайтесь, взяв за образец предыдущий анализ, проанализировать развитие мысли рецензента в следующем предложении, составляющим абзац. Как связаны концовка предыдущего абзаца и начало следующего? К чему относятся слова такому восприятию? Какому союзу синонимичен составной союз в связи с чем? Как придаточная часть распространяет главную? Какую роль играют вводные слова?
При решении пунктуационной задачи в сложносочинённом предложении с подчинением, используйте уже известный алгоритм.
Задание. Объясните все знаки препинания в исследуемом отрывке из рецензии.
В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Решать пунктуационную задачу в этом случае надо, руководствуясь принципом, изложенным выше: выяснить, изымается или не изымается придаточная часть без нарушения смысла предложения. Если придаточную часть можно изъять без нарушения смысла предложения, то запятая между сочинительным и подчинительным союзом ставится. Если же такую операцию произвести нельзя, то запятая при аналогичной позиции союзов не ставится. В этом случае обязательно будет присутствовать вторая часть подчинительного союза то или так. Рассмотрим примеры:
1) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и, когда солнце поднялось высоко, у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Две грамматические основы соединены сочинительной связью, а внутри второго предложения есть придаточное времени: набралось (когда?) когда солнце поднялось. Эту придаточную часть можно убрать из предложения, не разрушив смысла высказывания: Я сегодня отправилась в лес пораньше, и у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. Поэтому между сочинительным и подчинительным союзом стоит запятая.
2) Я сегодня отправилась в лес пораньше, и когда солнце поднялось высоко, то у меня в корзинке уже набралось десятка два белых грибов. - Смысл высказывания не изменился, но между сочинительным и подчинительным союзом нет запятой, поскольку из-за второй части подчинительного союза то придаточную часть невозможно убрать из предложения, не разрушив структуру и смысл высказывания: нельзя сказать "Я сегодня отправилась в лес пораньше и то у меня в корзинке набралось десятка два белых грибов".
В арсенале русского языка есть, однако, и более сложные случаи. Они так и называются - сложные синтаксические конструкции. Главное, что отличает сложную синтаксическую конструкцию от сложносочиненного предложения с подчинением, - наличие по крайней мере двух, а то и более лексико-грамматических блоков, представляющих собой некоторую завершенную мысль. Лексико-грамматические блоки, естественно, связаны между собой сочинительной связью (или бессоюзной), поскольку в рамках сложного синтаксического целого выступают как равноправные единицы, а на месте их соединения перед сочинительным союзом можно поставить точку как знак, завершающий мысль. Внутри же лексико-грамматического блока могут быть и подчинение, и обособление, и однородные члены. Рассмотрим пример:
Вернувшись домой, Петя решительно и твердо объявил, что если его не пустят, то он убежит, и на другой день, хотя и не совсем еще сдавшись, граф Илья Андреич поехал узнавать, как бы пристроить Петю куда-нибудь побезопаснее. (Л. Толстой)
Задание. Исходя из смысловой законченности частей, решите, в каком месте внутри предложения можно было бы поставить точку.
Наверняка вы сделали интонационную паузу и поставили точку, то есть закончили мысль, перед вторым союзом и, где и проходит граница лексико-грамматических блоков. На примере этого предложения хорошо видны признаки лексико-грамматического блока:
а) при сохранении действующего лица-1 (Петя) в предложениях, соединенных союзом и, заключена разная законченная информация;
б) законченность информации выражается и в синтаксическом строе: предложения лексически и грамматически завершены;
в) предложения связаны между собой логической связью (в данном случае цепной): в первом предложении действующее лицо-1 подлежащее, производитель действия, и это действие завершено. Во втором предложении появляется действующее лицо-2 (Илья Андреич), которое становится подлежащим, совершающим действие, а действующее лицо-1 превращается в дополнение;
г) в целом лексико-грамматический блок представляет собой мини-текст с типом речи (в данном случае повествованием) и выстроенной текстовой структурой: завязкой, развитием мысли и развязкой.
Задания. 1. Объясните отсутствие запятой между двумя подчинительными союзами что если в первом сложном предложении лексико-грамматического блока.
2. Прочитайте предложения, представляющие собой своеобразную лестницу снизу вверх - от простого к сложносочиненному с подчинением. Выделите в каждом предложении грамматическую основу и элементы, соединенные союзом и. Проследите развитие авторской мысли. Сопоставьте интонацию высказываний и знаки препинания. Не переписывая, составьте схемы предложений.
1. Каштанка, вскочив, присела на все четыре лапы и, протягивая к коту морду, залилась громким лаем. (Ч.)
2. Лошадь круто остановилась у самого костра, и, уцепившись за гриву, проворно спрыгнул с нее Павлуша. (Т.)
3. Потом она вытерла лицо концом платка, и там, где по щекам пробежали слезы, на коже остались светлые бороздки. (Пол.)
4. Я не мог поверить, что Пушкин бывал в этих местах и что я могу находиться там, где бывал он. (Пауст.)
5. Слезы у него были на глазах, когда он сказал это, и рука, которую он протянул Володе, бывшему в это время в другом конце комнаты, немного дрожала. (Л. Т.)
6. Он [Петя] был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее геройство, и он торопился поспеть туда, где его не было. (Л. Т.)
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой, сверьтесь с ответом и проанализируйте его.
1) Мы хотели тотчас идти вверх по реке, но Аня расстелила на столе скатерть, достала провизию и сказала, что пока мы не поедим, она нас никуда не пустит.
2) Солнце еще не взошло и вокруг было темно, как перед ужином, и мама не зажигала свет, чтобы не налетели комары, и только на востоке небо раскалилось докрасна.
3) Собака была уже немолода, и чутье у нее ослабело, так что случалось, лисий след она принимала за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги.
4) Захар усмехнулся во все лицо, так что усмешка охватила даже брови и бакенбарды, которые от этого раздвинулись в стороны, и по всему лицу до самого лба расплылось красное пятно.
Ответ: 1.