Любая акция, инициированная Общественной палатой, призвана привлечь внимание общества и, разумеется, государства к той или иной насущной проблеме. Совещание, прошедшее в пятницу на Миусской площади, казалось, носит вполне частный характер. Роль СМИ в сохранении памятников понятна, и о чем бы здесь говорить.
Но выступавшая с докладом член Комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры Галина Маланичева, возглавляющая центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, недвусмысленно дала понять, что роль журналистов в самых болезненных ситуациях последнего времени становится решающей. Благодаря их яростной защите некоторые памятники удается сохранить. Кроме СМИ на поле защитников культуры выступают и разного рода общественные организации с разной степенью успеха.
К слову, накануне заседания в результате строительных работ, ведущихся компанией Capital Group, обрушился фасад дома архитектора Кольбе на Большой Якиманке. Объявивший дом Кольбе своей второй вахтой после театра "Геликон" на Большой Никитской, "Архнадзор" не смог предотвратить обрушение. И это несмотря на свое влияние, странно растущее в последнее время. Об этом "влиянии" тоже шла речь на заседании в Общественной палате. Со специальной речью выступил президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Александр Кудрявцев, который проинформировал прессу о том, что накануне эта организация получила премию имени Алексея Комеча, буквально отдавшего последние капли жизни ради спасения исторической московской архитектуры. Сказав это, он немедленно вышел, даже не дав задать вопрос о странном несоответствии новых лауреатов деятельности самого Комеча. Известно, например, что главный критик всех московских перестроек, ученый с мировым именем, он трижды (!) подписывал проект реконструкции театра "Геликон-опера" на Большой Никитской улице, ставший главным предметом "интересов" архнадзоровцев. Автору этих строк Алексей Комеч неоднократно повторял, что реконструкция "Геликона" - редкий случай, когда архитектурный памятник приобретает новую жизнь и будет использован по главному его назначению. Кстати, Комеч не сомневался, что архитектору Александру Бокову за этот проект непременно дадут Госпремию. И если бы он только знал, во что вылилась эта история и кто теперь судьи? Нынешние лауреаты премии, носящей его имя, из кожи вон лезут чтобы доказать противозаконность этого проекта реконструкции, "спасти" Москву от выдающегося оперного режиссера Дмитрия Бертмана и созданного им театра.
Гротескная абсурдность такого положения вещей - буквально в духе Сухово-Кобылина, в конце концов и стала основной темой заседания. Известные журналисты, впрочем, вынуждены были вести бой в отсутствии противника. Приглашенные на заседание господа Рахматуллин и Михайлов не пришли. Гротеск еще более сгустился, когда члены комиссии и журналисты, уверенные в том, что разрешение на продолжение работ по реконструкции "Геликон-оперы" давно получено, поскольку было единогласно одобрено Общественным советом города Москвы, с удивлением узнали, что строительство театра вновь заморожено на основании распоряжения мэра Москвы о приостановке всех ранее выданных разрешений на снос и реконструкцию зданий в историческом центре столицы. Архнадзоровцы считают это своей победой, тиражируя в одних и тех же порталах и средствах СМИ лживую информацию, что это их пикеты привели к остановке "антизаконного разрушения памятника". При этом всем известно, что в федеральном реестре памятников культурного наследия именно это здание, в котором ведутся работы, памятником не числится. Что тут можно сказать? У кого все-таки должно хватить воли прекратить эту дикую, противоречащую всем законам совести историю, которую навязали городу?
Судьба московского центра, который из одной крайности попадает в прямо противоположную, которому навязывают будущее под абсурдными лозунгами мертвой, музейной, "зоны", охраняемой чуть ли не подразделениями МВД, стала предметом этого серьезного разговора в Общественной палате. Как, сохраняя наследие, не дать городу "мумифицироваться", как открыть его историю новым поколениям горожан, включить их в нее, а не исключить, использовать опыт мировых столиц, в которых памятники живут новой, активной жизнью, в том числе и благодаря новой элегантной архитектуре?