Через пять лет на второе место по масштабам распространения информации выйдет Интернет. На первом, как и сегодня, останется телевидение. А через 6-8 лет третьим основным каналом может стать мобильная связь.
При этом привычные нам газеты, журналы, радио не уйдут с рынка. Изменится лишь пропорция потребления читателями и слушателями передаваемой ими информации, говорится в докладе "Новая информационно-коммуникационная среда. Состояние, проблемы, вызовы. Попытка осмысления".
Документ подготовлен при поддержке министерства связи и массовых коммуникаций. Это интегрированное мнение авторитетных экспертов, которые представляют основных игроков на медийно-коммуникационном рынке. Для участия в составлении доклада были приглашены более 55 человек, среди которых есть представители министерств, ведомств СМИ, Интернет-компаний и операторов связи. Они проанализировали развитие медиа-коммуникационной отрасли за последние 10 лет.
Сегодня в России зарегистрировано 93 тысячи СМИ. При этом 8,9 процента из них с государственным, региональным или муниципальным участием. Остальных поддерживает бизнес, сообщил глава Роскомнадзора Сергей Ситников. Но не только СМИ претендуют сейчас на формирование информации - контента. Быстро набирает обороты Интернет. Уже и операторы связи рассматривают передачу данных, как одну из частей своего бизнеса. Пользователи получают фактически неограниченный доступ к информации. И одноканальная система ее распространения, по сути, "превращается в многомерное общество, в котором каждый может общаться с каждым или со всеми или некоторыми одновременно". Социальные сети, блоги, индивидуальные масс-медиа. Как говорится в докладе, возможность влияния на общественное мнение превращается в значимый сегмент мировой экономики и весомый фактор развития социально-политических систем".
Однако дальнейший путь развития информационного общества точно неизвестен. Чтобы понять, в каком направлении двигаться и какие нормативно-правовые акты необходимы, еще в прошлом году на Совете по массовым коммуникациям минкомсвязи было принято решение о проведении исследовательской работы. Сейчас она завершена.
Как пояснил "РГ" один из участников редакционного бюро доклада, глава "Голоса России" Андрей Быстрицкий, в основе была идея - понять, что происходит в информационной среде, какие есть проблемы, и есть ли пути их решения. Был подготовлен опросный лист и на основании полученных ответов, группа обобщила отзывы от коллег. Этот документ обзорный, проблемный, где выдвинуты возможные очевидные решения, но есть и такие, по которым можно и подискутировать.
По сути, эксперты провели предварительный зондаж информационной среды, который станет основой для дальнейшей работы. Более того, говорится в докладе, предложенный текст "следует считать документом, который может и должен обсуждаться, изменяться, разветвляться, углубляться". Всем, кто заинтересован в дальнейшем развитии информационной среды, предлагается еще раз рассмотреть существующие тенденции, задуматься, возразить или согласиться. В дальнейшем документ планируется доработать и, возможно, после этого он будет предложен на рассмотрение минкомсвязи для выработки нормативной базы.
В то же время в нем есть конкретные выводы и предложения, которые могут быть использованы как медийно-коммуникационным сообществом, так и регуляторами.