В России могут временно отменить необходимость прохождения техосмотра

Госавтоинспекция предложила растянуть сроки прохождения техосмотра на 12 месяцев.

Громкое выступление президента, довольно быстро начало реализовываться в жизни. Напомним, что Дмитрий Медведев пожелал либо устранить техосмотр вообще, либо сделать его проще и доступнее, убрав от этой процедуры МВД. Законопроект о техосмотре, который уже прошел в Госдуме первое чтение и завис на девять месяцев, вдруг с новыми силами начал пробивать себе дорогу к статусу закона. Парламентарии обещают рассмотреть его уже 20 мая.

Однако поручение президента было довольно жестким: в нем были четко обозначены сроки, когда он (президент) ждет реальных предложений по модернизации этой неприятной и нудной для водителя процедуры.

Как раз вчера эти предложения должны были быть представлены на высший суд. То есть президенту. Накануне соответствующий документ, разработанный Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, был представлен правительству.

Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов озвучил предложения правительства на тему техосмотра президенту. Понравились они президенту или нет - пока неизвестно. Дело в том, что встреча проходила за закрытыми дверями. По ее завершению никто из высоких чиновников не озвучил итоги деликатного разговора. Возможно, завтра их откровения прозвучат сенсацией.

А теперь о чем, собственно, идет речь. Как пояснили "РГ" в ДОБДД МВД РФ, в соответствии с поручением президента в правительство было подано предложение о внесении изменений в постановление о техосмотре.

Предложение очень короткое, но емкое. Суть его в следующем: те, у кого в 2011 году заканчивается техосмотр, смогут пройти его в течение 12 месяцев.

"Зарегистрированные в Госавтоинспекции МВД легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны, срок предоставления которых на государственный технический осмотр истекает в 2011 году, могут быть предоставлены на такой осмотр в течение 12 месяцев с даты, установленной на выданных талонах", - так прописано в документе.

Впрочем, такое счастье коснется не всех. Как уже ясно из цитаты, речь идет о легковушках. Но не все легковые автомобили смогут таким образом пройти процедуру.

Например, такси данное постановление не коснется. Равно как и любого другого коммерческого транспорта. К сожалению, очень много аварий происходит на дорогах по вине именно коммерческих перевозчиков.

В ДОБДД пояснили, что годовая отсрочка придумана не просто так. Закон о техосмотре пока еще ждет второго слушания в Госдуме.

После этого будет еще и третье. Затем утверждение Советом Федерации, а после - подписание президентом. Кроме того, в самом законопроекте прописано, что вступит в силу закон, спустя 180 дней.

Поэтому год, который дан водителям, можно считать переходным периодом, до вступления в силу закона о техосмотре. Эксперты теперь опасаются, что стоимость техосмотра взлетит до таких сумм, какие нам и не снились. Уже сейчас некоторые торговые организации - читай официальные дилеры - заявили, что по таким ценам им невыгодно работать. Хочешь получить техосмотр - плати за нормо-час. Была идея повесить техосмотр на страховые компании. Но их "сервисы" тоже не согласились работать по предполагаемым тарифам.

В любом случае методику расчетов тарифов установит Федеральная служба по тарифам. А максимальную ставку за прохождение техосмотра должен будет установить субъект Российской Федерации. То есть такая ставка в Москве может быть одна, а в Красноярске другая. А где дешевле - покажет практика. А поскольку техосмотр не будет зависеть от места регистрации, то каждый автовладелец сможет выбрать для себя наиболее приемлемый тариф. Принцип техосмотра - это ценовая и территориальная доступность.

Однако встает вопрос, кто по этим тарифам и принципам будет работать? Вполне возможно, что повторится ситуация с бензином. Будет сговор, будет решение не работать по данным тарифам, будет недовольство организаций, занимающихся проведением техосмотров, а за ним последуют еще большие претензии со стороны автолюбителей. И тут уже кто кого.

Сможет ли государство принудить будущих техосмотрщиков к выполнению заданных правил? Сможет ли обуздать цены? Многое зависит от того, какие правила игры выработает государство, чтобы и водителям было удобно, и сервисы не остались в накладе.

комментарии

Владимир Федоров, сенатор от Карелии, экс-глава ГИБДД России:

- Еще в 1998 году техосмотр был передан коммерческим структурам. И никаких жалоб на это не было. Вопрос только в Москве. Это очереди, покупка талона за деньги... В новом проекте заменяют государственный техосмотр на обязательный. Но в принципе, это государственное дело - следить за безопасностью на дорогах. Я считаю, что государство не должно отпускать руку с этого мероприятия. И я тем более считаю, что нельзя передавать эту функцию предприятиям, которые занимаются ремонтом автомобилей. Такой опыт был в СССР. Тогда столкнулись с тем, что эти предприятия накручивали цены: они требовали заменить лампочки и другие детали. Безосновательно. По этому от их услуг отказались.

Владимир Соловьев, телеведущий:

- Надо просто отменить техосмотр. Если машина неисправна, то сотрудник полиции на дороге должен отстранить водителя от руля, вызвать эвакуатор и отправить машину на штрафстоянку.

А наши международные отношения - вещь философская. Кто-то из наших международных партнеров доверяет нашему техосмотру? Это может делать только человек, который вообще ничего не знает о нашем техосмотре. От ГАИ его надо отбирать точно. Заодно освободится большое количество полицейский ставок.

Надо вводить технические нормы. Какая машина может соответствовать требованиям безопасности нашей страны, какая нет. Это было сделано в Америке очень давно. А мы выпускаем машины-убийцы и требуем, чтобы они соответствовали международным нормам.