Кто бы мог подумать, что за ярким фасадом аэропорта Домодедово скрывается совершенно непрозрачная бизнес-модель, которыми когда-то славились "дикие девяностые".
Государство давно обратило внимание на то, как ведется бизнес в Домодедово, где абсолютно непонятно, кто владелец, как приходят деньги, куда они уходят и в чьих руках, в конце концов, оседают. А главное, кто и за что здесь отвечает?
В декабре 2010 вокруг аэропорта разгорелся скандал, когда из-за "ледяного дождя" тысячи пассажиров не могли вылететь из Москвы. Ситуация обострилась еще больше после теракта 24.01.11. Как водится, после трагедии наказали "стрелочников", но при этом почему-то в стороне остались непосредственно владельцы важного транспортного узла. И это вызвало удивление в обществе.
30 апреля Генпрокуратура РФ сделала заявление о том, что управление аэропортовым комплексом "Домодедово" осуществляется иностранными компаниями, которые зарегистрированы в офшорах. Как говорится, здрасьте, приехали: стратегический объект, играющий важную роль для безопасности страны, оказывается, принадлежит каким-то иностранцам! И с кого, прикажите, спрашивать?
Впрочем, как выяснили журналисты, не такие уж они иностранцы, эти таинственные владельцы. Так всплыли имена Валерия Когана и Дмитрия Каменщика. Их, как сообщает газета "Ведомости", участники рынка называют владельцами Домодедово, но официально это никто не подтверждает.
Дмитрий Каменщик в середине 90-х был генпредставителем СП "Ист Лайн" в Москве. Эта компания родилась на Кипре при участии малоизвестных фирм из Лихтенштейна.К началу ХХI века судьба свела Валерия Когана и Каменщика в Домодедово.
Еще с 90-х годов партнером Каменщика был Дмитрий Шаклеин, совладелец ЗАО "Ист Лайн", который возглавлял представительство кипрской компании Hacienda Investments Limited в Москве. Между прочим, как пишут СМИ, именно этой компании принадлежит вся недвижимость в Домодедово.
В 2007 году для управления аэропортом создается "Группа Ист Лайн", куда вошли управляющая офшорная компания Airport Serviсes Development Ltd. и еще 15 коммерческих организаций.
С 1991 года владельцы Домодедово менялись более 10 раз. Все эти годы в компании шли постоянные перемены, в результате которых структура становилась все более непрозрачной.
В 1994-м на Кипре появляется East Line как детище лихтенштейнских компаний и траста. В 1995-м Дмитрий Шаклеин вместе с лихтенштейнцами создают ЗАО "Ист Лайн". В 1998 году "Ист Лайн" учреждает аффилированную EAST LINE Handling. Позже появляется еще офшор - Airport Services Development Ltd... При такой чехарде фирм-хозяек вычислить реальные доходы аэрокомплекса невозможно, как и отследить любые перемещения капитала вокруг Домодедово.
В 2010 году, отмечается в СМИ, из акционеров аэропорта куда-то "выпал" офшор Copperwood Nominees Ltd. Кому он был продан и кто заработал на куплях-продажах, выяснить сегодня уже нереально. Очевидно, что государство потеряло десятки миллиардов рублей.
Сегодня аэропорт с такой запутанной родословной готовится к выходу на биржу. Владельцы планируют привлечь около 1 млрд долларов. Но, по словам представителя одного из западных фондов, последние события вокруг аэропорта "заставили многих инвесторов пересмотреть свои планы". Пересматривает свое отношение к аэропорту и само государство. "Коммерческие структуры должны быть открыты, а не прятаться и уходить от ответственности", - заявил президент Медведев
По распоряжению Генпрокуратуры, налоговики начали проверку в "Домодедово", а минтрансу предложено разработать законопроект о запрете на участие иностранцев в управлении стратегическими транспортными предприятиями.
Пусть и запоздало, но эти действия необходимы. На дворе давно уже не 90-е годы, и окрепшее российское государство больше не намерено терпеть ситуацию с непрозрачными и неэффективными для бюджета схемами бизнеса в крупнейшем и стратегически важном аэропорте страны.