Новый турецкий проект может быть невыгодным для России

Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил, что вскоре будет построен 50-километровый Стамбульский канал - вдоль побережья пролива Босфор. Чтобы разгрузить пролив и остановить экологическую деградацию примыкающего региона, специальная рабочая группа во второй половине мая подготовит основную часть проекта. Его инвестиционная стоимость - до $ 20 млрд, ввод в действие нового пути намечен к 2019 году. Он позволит пропускать сверхтяжелые танкеры.

Водный путь Босфор-Мраморное море-Дарданеллы используется для транзита в основном российской и частично каспийской нефти (см. диаграмму). Ввиду роста загрузки этого пути Анкара периодически ограничивает там нефтеперевозки с середины 1990-х. Потери РФ от "босфорских" ограничений, по оценкам Союза российских судовладельцев, достигают $150-250 млн в год. Поэтому в середине 90-х РФ договорилась с Болгарией и Грецией о создании черноморско-средиземноморского нефтепровода Варна-Александруполис в обход Турции. Но аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров уверен: "Появление Стамбульского канала убьет проект Бургас-Александруполис, а он и сейчас, можно сказать, едва живой".

Новый канал в буквальном смысле упрется в длинный и узкий пролив Дарданеллы, поэтому вопрос перегруженности Босфора сместится южнее. Канала же вдоль Дарданелл не намечено, что приведет к закупорке транзита российской нефти.

Объем транзита нефти из РФ через Босфор-мраморное море-Дарданеллы, включая вывоз из черноморских портов РФ нефтидругих стран СНГ, млн тонн