Выставка, которая называется "Что написано пером...", не очень проста для восприятия, поскольку предполагает навык общения с рукописным текстом.
А тексты здесь особые - автографы видных государственных деятелей от Ленина до Горбачева: рукописи, письма, резолюции, пометки на документах, карикатуры из Российского государственного архива социально-политической истории и Российского государственного архива новейшей истории. 111 подлинников, которые позволяют судить о личности их авторов, проливают новый свет на события отечественной истории.
Открытие архивов в конце 80-х позволило ввести в научный оборот массив неизвестных материалов, но пока исследователи осмысляли документы, они появлялись в печати в сопровождении политизированных или обывательских трактовок. Как итог - несоответствие между образом вождя и его реальной персоной. Примером служит "перестроечная" трактовка отношений между Лениным, Крупской и Инессой Арманд. "Чтобы убрать возникшую вокруг них "пену", мы даем подлинное письмо Владимира Ильича к Инессе Федоровне 1916 года, говорит руководитель авторского коллектива выставки Татьяна Колоскова. - Ленин жалуется, что Горький не хочет печатать его "Империализм как высшая стадия капитализма", поскольку недоволен его выступлением против Каутского, и заканчивает письмо пожеланием: "Катайтесь на лыжах. Это очень полезно. Пахнет Россией...".
В соседней витрине впервые демонстрируемый дневник Арманд. Находясь на лечении в Кисловодске в 1920 году, она пишет, что живет с умирающей душой. Никто ее более не волнует, со всеми скучно. Единственно дорогими остаются "В.И. и дети". Документы свидетельствуют о глубоких духовных связях этих людей.
Выставка хороша отсутствием барьера в виде толкователя-интерпретатора между документом и человеком: посетитель может буквально подержать в руках документы, представленные в виде заламинированных подлинников, углубиться в них, сделать собственные выводы. И это особенно важно сейчас, поскольку общество до сих пор не определилось со своим отношением к советскому прошлому и к фигурам этого прошлого. Эпоха цензуры с ее ЛИТами уже закончилась, а мы до сих пор не можем избавиться от литованной истории и литованных вождей. На выставке символом такого стерилизованного прошлого предстает портрет Ленина, датированный 1970 годом, с 15 (!) разрешающими его тиражирование подписями, сделавшими изображение безжизненным лицом-маской, штампованным брендом государства.
Здесь много документов, о которых мы знали из школьных учебников, но никогда не видели. Заявление Каменева и Зиновьева, не поддержавших Ленина накануне вооруженного восстания в октябре 1917-го. Полный список тех, кто высылался в 1922-м из России на "философском" пароходе, с письмом зампредседателя ГПУ Ягоды - Ленину: "Ваше распоряжение всем высылаемым выплатить пособие в валюте на проезд и период трудоустройства - выполнено".
Но не меньше и тех, о которых мы даже не догадывались. Так в разделе "засекреченный Ленин" переписка Крупской с дочерьми Инессы Арманд, содержащая подробности болезни и смерти мужа. Так после третьего инсульта Ленина Надежда Константиновна в отчаянии пишет: "Если бы Инесса была рядом, она нашла бы выход"...
И уже совершенным откровением явятся рисунки "высокопоставленных художников", которыми забавлялись члены Политбюро ЦК ВКП(б) и Совнаркома во время партийных заседаний: это едкие карикатуры друг на друга с весьма злыми и не всегда цензурными комментариями. При этом у Н. Бухарина, Е. Ярославского, В. Межлаука обнаруживается дар портретиста.