В этот день зал Академии киноискусств в Лос-Анджелесе был переполнен восхищением. Чествовали Софию Лорен по случаю 50-летнего юбилея ее первого "Оскара", полученного за главную роль в фильме Де Сика "Чочара".
Молодая 76-летняя красавица, ни на йоту не утратившая сексуальности, царственно принимала восторженные поздравления. Корреспондент "РГ" встретилась с актрисой сразу после чествования.
Российская газета: София, я хочу вас поздравить и присоединиться к той лавине преклонения, которая на вас обрушилась.
София Лорен: Спасибо. Честно говоря, я этого не ожидала. Я все-таки прежде всего итальянская актриса, и в Италии никому в голову не приходит устраивать артистам такие чествования. А жаль.
РГ: Вы помните, что почувствовали 50 лет назад, когда на оскаровской церемонии прозвучало имя победителя в главной женской категории, и это имя было ваше.
Лорен: Пятьдесят лет? Это было вчера! Я помню все до мельчайших подробностей с того самого момента, когда Витторио Де Сика предложил мне роль в фильме "Чочара", и это была роль не матери, а дочери. Роль матери должна была играть Анна Маньяни, она на двадцать шесть лет старше меня, поэтому возрастной разрыв был как раз точным. Я, конечно, согласилась. Но проходят дни - молчание, потом звонит Витторио и сообщает, что Анна отказывается со мной играть. Не знаю, что она себе придумала, но режиссеру заявила, что на съемках Лорен и Маньяни сожрут друг друга. Почему?! Я бы ее точно не съела... Потом - опять недели молчания, опять звонит Витторио и говорит, что он принял решение Анну не снимать вообще, а роль матери отдать мне. Мне было двадцать пять лет, в этом возрасте странновато было иметь четырнадцатилетнюю дочь, но когда тебе предлагает Де Сика... А роль моей дочери Розетты сыграла прелестная молодая актриса Элеонора Браун. Довольно неожиданно меня номинировали на "Оскара", но еще никогда приз за главную роль не отдавался артисту, игравшему не на английском. Поэтому я даже не полетела в Штаты...
РГ: До "Чочары" вы уже снялись в 47 фильмах. Для актрисы с такой блистательной карьерой "Оскар", очевидно, не мог быть чем-то из ряда вон выходящим?
Лорен: Нет-нет, "Оскар" буквально перевернул мою жизнь. Я уже снялась в Голливуде - в фильме "Любовь под вязами". Но до "Оскара" я была итальянской актрисой, которую более или менее знали за пределами страны, а после - стала востребована и в Америке, и во Франции, и в Испании, и в Англии.
РГ: И в Советском Союзе тоже. Софи Лорен обожали миллионы зрителей, а уж когда вы снялись в советско-итальянских "Подсолнухах"...
Лорен: А вы знаете, что советские начальники согласились делать первый в истории русско-итальянский совместный фильм только при условии, что там будет играть Софи Лорен? Витторио и без того хотел снимать в роли Джиованны именно меня, но тут желания советской власти и Де Сика совпали.
РГ: В сознании любителей кино имена Лорен и Де Сика неразделимы. Он снял вас в четырнадцати фильмах.
Лорен: О да, конечно. Хотя до встречи с ним я уже снялась более чем в двадцати фильмах, но то были картины второго ряда. Я узнала, что Витторио собирается снимать "Золото Неаполя", и решила попросить себе роль - я ведь была из деревни близ Неаполя, разговаривала с тяжелым неаполитанским акцентом и знала все эти неаполитанские жесты, обороты, всякие штучки. Я пришла к нему в офис и с места в карьер заявила, что хочу эту роль, но боюсь проб, потому что очень застенчива. Он хмыкнул и спросил, читала ли я сценарий, я ответила, что нет, но все равно очень хочу играть в его ленте. Он опять хмыкнул и сказал, что подумает. А через день вызвал меня на съемки без всяких проб. А потом еще, и еще, и еще. Были и другие режиссеры: Федерико Феллини - эта феерическая смесь волшебства и вранья, Роберт Олтмен, Делберт Манн, Чарли Чаплин, но Витторио - человек номер два, строивший мою жизнь.
РГ: Номер один, конечно, Карло Понти?
Лорен: Четыре года его нет со мной, и четыре года я оплакиваю его каждый день, потому что Карло для меня был всем. Я сейчас сижу здесь, меня поздравляют люди, которых знает вся планета, у меня изумительные дети, я прожила замечательную жизнь. А что было бы, если бы дерзкая провинциальная девица, только что завоевавшая второе место на конкурсе красоты, не встретилась с продюсером Карло Понти, который был старше ее на двадцать два года, имел прочную репутацию в киномире, жену и двух детей? Он научил меня всему: ходить, одеваться, есть. В самом начале знакомства мы как-то зашли в ресторан и заказали омлет. Я приготовила нож и вилку, и Карло тихо так стал меня учить, что омлет ножом не режут, управляются одной вилкой. Я с тех пор никогда омлет не ела! (На глазах у актрисы появляются слезы.) Просто не могла. И так - во всем. Ему было девяносто четыре года, когда он ушел, а мне чудилось, что мы - ровесники.
РГ: У вас были прекрасные партнеры, которые, как мне кажется, изо всех сил старались понравиться вам.
Лорен: Да? (Смеется.) Не верьте актерам! Конечно, Марчелло Мастроянни был практически членом нашей семьи, мы с ним лежали в постели десятилетиями, но при этом вокруг стояли софиты и крутились десятки людей! Пол Ньюмен был так красив, он просто очаровал меня! Но был беззаветно влюблен в собственную жену, и, мало этого, был такой... застенчивый, что любовь случилась только на экране. Бёрл Айвз, с которым мы работали в "Любви под вязами", на всю жизнь остался моим другом...
"Золото Неаполя"
"Чочара"
"Подсолнухи"
"Брак по-итальянски"
"Вчера, сегодня, завтра"
"Высокая мода"
"Перевал Кассандры"
"Счастье быть женщиной"
"Хлеб, любовь, и..."
"Две ночи с Клеопатрой"