Финансовый рынок замер в ожидании. Уже 19 мая крупнейший в мире сырьевой трейдер швейцарская компания Glencore может провести IPO на Лондонской и Гонконгской фондовых биржах. Корпоративный мир заранее оценил это размещение как одно из самых заметных событий года и подкрепил свое мнение большим спросом на размещаемые акции.
Потенциальных инвесторов не отпугнуло даже то, что Glencore - компания довольно закрытая, крайне неохотно раскрывающая о себе информацию. С этим согласен даже ее собственный президент (и, по данным агентства Reuters, крупнейший акционер, обладатель 15,8% акций) Айвен Глазенберг. Недавно в интервью The Wall Street Journal он признал, что компания даже ради IPO не будет "раскрывать все секреты своих высокорентабельных операций".
Хотя секрет на самом деле прост: Glencore получает основную часть своей прибыли, играя (а попросту говоря, спекулируя) на ценах на металлы. Причем в некоторых секторах, например, в торговле цинком и медью, ее доля составляет больше половины рынка. На рынке свинца компания контролирует 45% торгов, на рынке глинозема - 38% и около 20-30% - на рынках алюминия и кобальта. Другими словами, Glencore в огромной степени и формирует эти самые цены на металлы. Тем более трейдер владеет около 34% акций горнорудной компании Xstrata PLC и, что самое главное для российского рынка, 8,75% "Русала". Так что при желании он имеет возможность контролировать объемы товара, поступающего на рынок. Кстати, компании-производители за подобные
операции во всем мире сурово наказывают антимонопольные органы.
Итак, грядущее размещение обещает стать крупнейшим, проведенным в Лондоне за всю биржевую историю. За выставляемый пакет Glencore планирует выручить порядка 11 млрд долларов. И одним из первых о своем намерении приобрести часть акций компании объявил не кто иной, как Олег Дерипаска. И это - несмотря на гигантскую долговую нагрузку алюминиевой компании.
Известно, что "Русал" и Glencore связывают давние отношения. Швейцарский трейдер стал акционером российского алюминиевого гиганта еще в 2007 году.
Год от года отношения становились все тесней. Во всяком случае отчетность "Русала" свидетельствует о том, что с каждым годом он все больше алюминия продает связанным сторонам. То есть партнерам. Например, в 2009 году выручка от таких сделок составила 2,418 млрд, долларов, а в
2010-м - уже 4,117 млрд. Это 45% выручки "Русала" от всего реализованного алюминия. Причем, по оценкам рынка, обязательства перед связанными сторонами у "Русала" составляют от 4,7 млрд до
6 млрд долларов ежегодно в течение ближайших пяти лет. А в том, что Glencore является этой, пусть и не единственной, но практически наверняка основной связанной стороной холдинга Дерипаски, сомневаться не приходится. А это, в свою очередь, означает, что ее влияние на "Русал" велико. Тем более что Айвен Глазенберг имеет в деловом мире репутацию человека сверхдотошного и обладающего акульей хваткой.
Согласно заявлению Glencore, IPO необходимо ей для достижении цели "значительного роста". Аналитики считают, что под этими словами скрывается не что иное, как подготовка к поглощениям. В первую очередь, речь идет о слиянии с Xstrata PLC. Однако есть и еще один весьма лакомый для швейцарцев актив.
В прошлом году Glencore предлагала "Норильскому никелю" организовать сбыт собственно никеля, но понимания не встретила. В "Норникеле" тогда пояснили, что проанализировали предложение и пришли к выводу, что последствия такого шага будут нести для нее "крайне негативный экономический и внеэкономический эффект".
Передача сбыта в чужие руки однозначно не пошла бы на пользу "Норникелю", потому что ни для кого не секрет, что тот, кто контролирует сбыт продукции, контролирует и самого производителя. К тому же в Glencore не смогли ответить, как будут решать конфликт интересов, учитывая, что трейдер сбывает никель Xstrata (главный конкурент "Норникеля") и имеет собственные никелевые активы в Австралии. Хотя, скорее всего, для Glencore никакого конфликта и не было бы - чей бы сбыт ни преобладал, трейдер оставался в выигрыше.
Собственно после того, как провалились эти переговоры, конфликт между акционерами "Норникеля" приобрел открытый характер, а "Русал" заговорил о необходимости сменить сбытовую политику и публично обеспокоился профессионализмом менеджмента комбината. Еще больше возмущался "Русал", когда выяснилось, что "Норникель" отказался продать пакет общим "весом" в 8% акций Glencore, а вместо этого реализовал его прямому конкуренту швейцарцев голландской компании Tragifura.
В такой ситуации предложение Дерипаски создать на комбинате комитет по маркетингу при совете директоров выглядит довольно сомнительно. Комитет явно должен был напрямую получать информацию о сбытовых потоках, поэтому неудивительно, что предложение было отклонено.
Но поиск доступа к российскому никелю наверняка будет продолжен. Не случайно же "Русал" отказался от предложения продать свой блокпакет за 12,8 млрд долларов. Хотя это могло бы решить многие долговые проблемы холдинга. Другое дело, что вопрос попадания товарных потоков практически всех отечественных цветных металлов под контроль иностранных компаний - это нечто большее, чем проблема чистого бизнеса. Это уже вопрос национальной безопасности.