В последние дни конкурса на Каннском фестивале прошел еще один французский фильм - "Источник". Его снял режиссер Раду Михайляну, известный по недавнему фильму "Концерт".
На этот раз от драматических событий с безработными московскими музыкантами он метнулся в арабский мир, чтобы в очередной раз примерить к современному миру сюжет комедии Аристофана "Лисистрата". В деревушке заброшенной где-то в горах северной Африки или, может быть, Ближнего Востока, женщинам надоедает каждый день таскать на своих хрупких плечах бурдюки с водой из горного источника, и они решают заставить своих мужчин провести водопровод. Средство воздействия выбирают простейшее: пока нет водопровода - не будет мужикам и женской любви.
Раду Михайляну не оригинален в этом своем интересе к "Лисистрате": ровно год назад на Московском международном кинофестивале немецкий режиссер Фейт Хелмер показал германско-азербайджанскую картину "Абсурдистан", где ход событий абсолютно тот же, но художественное качество, на мой взгляд, много выше. Михайляну, мало знакомый с мусульманским миром, пригласил в консультанты и ассистенты свою арабскую коллегу и сделал цветастую восточную сказку, где действие происходит в некоем арабском царстве-государстве. То, что в реальности Восток сегодня не понаслышке знаком с благами современной цивилизации, стало для него открытием. Картина во многом похожа на раскрашенные открытки, какие на восточных базарах втюривают заезжим туристам, и не более достоверна, чем портрет современной Москвы в "Концерте". Но если русские актеры могли понять его французский или английский, то с марокканскими актерами "Источника" у него вообще не было общего языка - он мог только корректировать интонации, и, по его убеждению, "всегда был прав".
Как и в "Концерте", значительную роль играет музыка - режиссер специально смотрел свадебные обряды марокканцев, изучал фольклор. Как и "Концерт", фильм не имеет строго очерченных жанровых границ и легко перетекает из комедии в мелодраму с трагическими обертонами. На основании своих наблюдений Раду Михайляну утверждает, что женщины Востока сегодня все более активно борются за свое равноправие с мужчинами - и в этом смысле его картину можно считать актуальной.
Но количество посредственных лент в главном конкурсе переходит все разумные границы. Жюри поставлено в условия, когда всех лауреатов за него кто-то уже предварительно отобрал и расчистил им дорогу к фестивальным призам.