Вчера Госдума провела слушания, где были озвучены преференции для зарубежных инвесторов, которые рискнут вложить десятки миллиардов долларов в новые газовые месторождения Ямала, Сибири и шельфы Арктики.
Других альтернатив, кроме развития перспективных газовых месторождений, у России нет. Но для этого нужны законодательные реформы, заявил "РГ" вице-спикер Госдумы, президент Российского газового общества Валерий Язев.
Спрос в Евросоюзе на газ из России к 2015 году может достигнуть 170-190 миллиардов кубометров против 155 в 2011 году. А к 2020-2025 годам, по оценкам "Эрнст энд Янг", обеспечение экспортных газовых поставок из РФ будет невозможно без освоения арктических и других труднодоступных углеводородных регионов страны. Но себестоимость комплексного освоения тамошних месторождений минимум вдвое дороже, чем в среднем по РФ (и почти втрое ниже, чем в Средней Азии). Суммарный объем требуемых инвестиций по разработке этих газоресурсов оценивается во многие десятки миллиардов долларов. Так, освоение только сахалинского нефтегазового шельфа обойдется более чем в 500 миллионов долларов. Причем эти затраты - без учета стоимости создания новых приарктических и соединительных трубопроводов.
Напомним, что в октябре прошлого года премьер Владимир Путин на совещании в Новом Уренгое поручил разработать систему льгот для стимулирования роста добычи на шельфе и производства сжиженного природного газа.
В частности, производство сжиженного газа на Ямале предлагалось освободить от уплаты ввозных таможенных пошлин на оборудование, аналог которого не производится в России. И установить нулевую пошлину на газовый конденсат и сжиженный газ при вывозе с Ямала морским транспортом. "Проекты многих нормативных актов находятся в стадии активной подготовки, поэтому нам необходимо на парламентском уровне обсудить все наиболее перспективные предложения", - уточнил вице-спикер Госдумы.
Очевидно, что разработка новых месторождений в экстремальных природно-климатических зонах потребует гораздо больших инвестиций в силу их удаленности от существующих магистральных газопроводов, объяснил "РГ" председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов. "Себестоимость добычи кубометра газа на традиционных месторождениях - около 1 доллара. Тогда как на новых она достигает 28 долларов, а с транспортировкой - 50 долларов", - уточнил директор Института проблем нефти и газа РАН академик Анатолий Дмитриевский. Поэтому прежде всего нужно выработать мнение о льготах по налогу на добычу полезных ископаемых для газа, добываемого к северу от Северного полярного круга, включая арктический шельф, а также в соответствующих регионах Восточной Сибири, уверен Язев.
При этом газовые компании настаивают, что при работах на континентальном шельфе им должно быть предоставлено право на вычеты НДС из стоимости использованных товаров (работ и услуг). Кроме того, по словам Язева, возможно, есть смысл отменить для них 10-летнее ограничение в отношении переноса убытков на будущее.
Россия значительно отстала в области газопереработки от зарубежных технологий. И сегодня нужно перенимать лучшее, что предлагает мировой рынок. Но для этого нужны взаимовыгодные условия бизнеса и государства, пояснил Язев.
Хотя риски у новых российских проектов заведомо высоки, инвесторов больше пугают высокие налоги и таможенные пошлины. Скажем, богатства Арктики сегодня притягивают внимание всего мира. Однако прогнозы побуждают западных экспертов делать выводы о том, что с добычей углеводородов на арктическом шельфе торопиться не следует. По словам Язева, их главный аргумент - в мире пока не использован менее дорогой углеводородный потенциал. При добыче которого меньше рисков и затрат на защиту окружающей среды.
Однако законодатели уверены, что все же российские проекты можно сделать более привлекательными для инвесторов. Кстати, как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, европейский рынок бьет рекорды спроса. В первом квартале-2011 объем поставок газа в дальнее зарубежье превзошел тот же период 2010 года на 12%, в апреле - более чем на 20%, а сейчас, в мае, - на 30%. Причем суточные объемы поставок газа в Европу соответствуют объемам поставок в зимние месяцы.