На фестивале "Зеркало" имени Андрея Тарковского случилось редкое в истории киносмотров событие. Мнение кинокритиков и жюри полностью совпало в оценке лучшего фильма.
Главный приз фестиваля и специальный приз гильдии киноведов и кинокритиков получила картина южнокорейского режиссера Пака Чжунбома "Дневники Мусана". Это дебютная лента молодого кинематографиста, ученика маститого режиссера Ли Чандона (фильм "Поэзия" был удостоен приза на Каннском фестивале в 2010 году). В основе сценария "Дневников Мусана" - реальная история друга Пака Чжунбома - беженца из Северной Кореи, который пытается в Сеуле найти работу, друзей и, проходя испытания на верность и силу духа, в итоге приходит к пониманию того, кто же он есть на самом деле и какое место в этом мире действительно его. В "Дневниках Мусана" присутствует и тема равнодушия. Как говорит сам режиссер, для южнокорейцев очень типично выражать показное сочувствие человеку в нужде, но при этом не протягивать ему руку помощи. Режиссер говорит о том, что все его соотечественники носят маску и в своей работе он стремился сатирически отразить это проявление национального характера.
Примечательно и то, что Пак Чжунбом, исполняя волю своего умершего друга, играет в фильме главную роль. В разговоре с "РГ" режиссер признался, что съемки картины стали для него настоящим испытанием. Во-первых, на постановку фильма не было средств. В итоге он одолжил у друзей сто тысяч долларов, на которые и снял дебютную ленту. Во-вторых, молодой режиссер сомневался в себе, но чувствовал, что не снять это кино он просто не имеет права.
- Мне было сложно контролировать съемочный процесс. Должен признаться, что я немного обманул свою группу. Я часто просил снимать меня сзади или сбоку. Все думали: "Какой интересный план. Да он наверняка знает, как сделать фильм интересным". На самом деле я просто волновался, - рассказывает Пак Чжунбом. - Я не рассчитывал на успех кино и думал, что будет хорошо, если я и мои друзья просто посмотрим его в студенческой аудитории.
Режиссер говорит, что именно из картин Тарковского он узнал, что такое метафора, и, надо отметить, с успехом использовал этот опыт в своей картине. Сценарий следующего фильма Пака Чжунбома уже готов. И вновь в основе - история друга, покончившего жизнь самоубийством:
- В каждом фильме я стараюсь ставить важные для меня вопросы. Сейчас я думаю о том, почему не мог помочь своему другу, ведь перед трагедией я четыре часа говорил с ним по телефону, а потом просто сказал, что перезвоню ему. Но когда позвонил - его уже не было в живых.
Поездка в Иваново тоже дала режиссеру повод для размышления:
- В Иваново я задумался о том, почему мы не чувствуем близости с природой. Почему все стараемся одеть в бетон? Сеул - это город из песка и бетона, но там есть необычный заброшенный квартал, в котором мне бы хотелось снять фильм. На фестивале я начал писать сценарий.
Приз за лучшую мужскую роль фестиваля "Зеркало" получил молодой актер из Турции Барту Кючюкчаглаян за роль в фильме "Большинство" режиссера Серена Юдже. Ему удалось сыграть молодого человека - "заложника" своей семьи и того положения, которое она занимает в обществе. Подчиняясь советам родителей, он не может взрослеть, развиваться эмоционально и личностно. Ему даже приходится оставить в беде понравившуюся девушку-курдку, поскольку папа категорически против связей сына с "предателями родины". Отстоять свое мнение парень просто побоялся.
Лучшей исполнительницей женской роли признана 24-летняя актриса из Перу Магали Сольер за работу в фильме "Амадор" испанского режиссера Фернандо Леона де Араноа. Героиня Магали Сольер, как и большинство центральных персонажей конкурсных картин, ищет свое место в мире. Не бояться незапланированной беременности, измен жениха, бедности и отсутствия каких-либо социальных гарантий, ее учит встреча с умирающим человеком по имени Амадор. Фильм также получил приз зрительских симпатий.
Специального упоминания жюри удостоилась картина Белы Тарра "Туринская лошадь". Отдельно эту работу отметили и кинокритики. Главный приз последнему фильму классика венгерского кинематографа было дать просто невозможно. Уж слишком особенной оказалась эта картина по сравнению с другими конкурсными работами. Кроме того "Туринская лошадь" - фильм-лауреат Берлинского фестиваля этого года и награждать классика в ущерб молодым талантам на "Зеркале" не стали.
Председатель жюри британский актер Рэйф Файнс своей неделей на малой родине Тарковского остался доволен. Накануне заключительного дня киносмотра он вместе со своими коллегами отправился в поездку по Волге в город Юрьевец, где побывал в доме-музее Тарковского и открыл современный культурный центр. В Юрьевце Файнс попробовал настоящую русскую уху, а также купил себе на лондонскую кухню глиняную утварь, изготовленную местными умельцами.
- Для меня это была запоминающаяся поездка, - рассказал Рэйф Файнс. - Я плыл по великой русской реке Волге, наблюдал за игрой света на воде, за меняющимися контурами природы и почувствовал, откуда в работах Левитана такая простота линий. И все же - я еще только в начале путешествия, в котором постараюсь понять дух России.