Сотрудники одного из российских банков подозреваются в мошенничестве. Их афера вскрылась, когда программа по кредитованию была временно приостановлена. Одновременно с этим платежи по кредитам перестали вноситься, 90% юридических лиц, получивших кредиты по этой программе, одновременно вышли в просрочку. Было установлено, что сумма, полученная по поддельным документам, составила более 500 млн рублей...
Практически любое происшествие означает, что контроль в той или иной сфере не налажен. Ведь если организация выдала кредит фирме-однодневке не без помощи своего сотрудника, то это значит, что есть недоработки в механизмах принятия кредитных решений и в корпоративных стандартах. Если осуществляется некачественная маркетинговая политика, есть упущения в принятии и одобрении маркетинговых решений и пр.
Помимо прямого финансового ущерба существуют и иные последствия, а именно правовые и репутационные. Формирование положительного общественного мнения - это высокие затраты и усилия руководителей организаций, которые могут быть сведены "на нет" одним неблагоприятным событием.
В связи с этим необходимо предпринимать комплексные меры по разработке механизмов минимизации рисков вовлечения в процессы, которые могут обернуться потерей доверия со стороны регуляторов, инвесторов, партнеров, акционеров, клиентов и т.д. Идея минимизации таких рисков возникла сравнительно недавно и получила название "комплаенс" (Compliance), дословно переводится как "соответствие".
Идеология "комплаенс" обязывает соответствовать внутренним политикам и процедурам организации и реализуется путем создания условий, в которых лица, работающие от имени организации, будут вести себя в соответствии с высокими профессиональными и этическими стандартами.
Сегодня в западных странах комплаенс существует в финансовых организациях, производственных предприятиях, в медицине, торговле и т.д. Вот ряд стандартных политик, применяемых в большинстве организаций: кодекс корпоративной этики; политика по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; политика принятия и дарения подарков, приглашений на мероприятия; политика сообщений о нарушениях этических стандартов; политика "Китайской стены" (для разграничения информационного поля в деятельности организации с целью предотвращения конфликтов интересов и создания условий для честной конкуренции); политика о взаимодействии с регулирующими органами; политика о конфиденциальности информации.
Но наличие одних этих политик в организации недостаточно, необходимо правильно и эффективно выстраивать рабочий процесс. Органы управления организации должны нести ответственность за надлежащее соблюдение политик и напрямую координировать деятельность комплаенс.
Необходимо выстраивать организационную структуру, которая наделяет всеми необходимыми правами и полномочиями лиц, несущих ответственность за соответствие. Комплаенс-контролер должен обладать необходимой квалификацией и соответствующими личными качествами.
Работая в соответствии с указанными выше аспектами, организации выстраивают не только надежный комплаенс-процесс, снижая свои репутационные риски, но и одновременно облегчают работу с контрагентами на международной арене, т.к. в числе требований при установлении партнерских отношений все чаще встречается наличие политики и организации процесса комплаенс.