Развитие российских регионов в условиях бюджетного дефицита и ограничений со стороны федерального центра напрямую зависит от способности региональных администраций привлекать инвестиции на вверенную им территорию. На сегодняшний день целый клубок взаимоувязанных проблем не позволяет большинству регионов эффективно привлекать отечественных инвесторов в инфраструктуру, не говоря уж о зарубежных. И кадры здесь - главный винтик в механизме.
В конкуренции за инвестиции выигрывает тот, кто выстроил наиболее эффективную управленческую административную модель. Очевидно, что без формирования благоприятной для инвестиций административной среды инвесторов в регион не привлечь. Требуются специальные агентства по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, работающие по принципу "одного окна". Например, такая структура - ГУ "Агентство стратегических инвестиций" - была учреждена в Санкт-Петербурге как раз для подготовки инвестиционных инфраструктурных проектов. Однако мало такие структуры учредить, их, что самое важное, нужно "оснастить" кадрами. Чтобы механизм заработал, нужно качественное топливо из компетенций и знаний, в противном случае - бюрократия и работа системы на поддержание себя, и в итоге - ноль эффекта.
Поэтому оказалось, что при всех достоинствах ГЧП и усилиях регионов без компетентных кадров на местах проекты не запустить. Инвесторы, втягиваясь в длительные неконструктивные переговоры, постепенно теряют интерес и ищут территории с более быстрым и компетентным подходом, без лишней бюрократии и волокиты.
Дефицит профессиональных кадров с компетенциями по работе с инвесторами, владеющих иностранными языками в регионах, да еще и разбирающихся в специфике проектного финансирования, настолько велик, что впору запускать специальную президентскую программу.
Спрос на актуальные знания худо-бедно удовлетворяют курсы и программы повышения квалификации для региональных чиновников на базе столичных вузов. В то же время регионы пытаются самостоятельно восполнить дефицит современных знаний, сотрудничая с иностранцами. Так, для большего развития межстрановых деловых отношений в Калуге был открыт Российско-французский университет делового администрирования.
Правительство Татарстана пошло дальше - целые группы татарстанских чиновников и управленцев, в частности министров, их заместителей, глав муниципальных образований, регулярно проходят стажировки в Сингапуре, где собран один из самых мощных пулов инвесторов в инфраструктуру в мире. К сожалению, лишь немногие регионы выделяют так щедро бюджетные средства на повышение квалификации региональных специалистов.
Для регионов средством преодоления кадрового голода видится также модель "кадрового резерва", которая предполагает целевой отбор специалистов-инвестиционщиков со стажировками и обучением по столичным программам и за рубежом, но с обязательствами последующей работы в администрации или муниципалитете. Короткая "кадровая скамейка" приводит к тому, что в случае ухода одного ценного специалиста заменить его долгое время некем, сразу "провисает" вся работа с инвесторами. В этом - одна из задач региональных центров развития ГЧП: сформировать проектную команду с последующей "обкаткой" компетенций на пилотных инфраструктурных проектах.
Попытка отдельных регионов применить бизнес-подход в кадровой политике по подбору специалистов оказывается неэффективной. Сложность в том, что если в регионе присутствует дефицит кадров, то импортировать их из других мест, из Москвы или Санкт-Петербурга очень сложно, а главное - им невозможно (в отличие от бизнеса) предложить достойные материальные условия. Одно дело - привезти московского шеф-повара в ресторан, но другое - найти грамотного инвестиционщика, способного квалифицированно вести диалог с российскими и зарубежными инвесторами, разбираться в тонкостях проектного финансирования, ГЧП-проектах.
Следовательно, единственный эффективный путь - подготовка кадров на местах целевым образом, с обязательным повышением их уровня компетенций до столичного посредством инвестиций в дополнительное образование.
Отдельно следует отметить, что дефицит квалифицированных кадров, способных обеспечить участие бизнеса в партнерских проектах с государством, остро стоит и для частного сектора. При всем богатстве выбора экономистов, юристов и других специалистов - выпускников региональных вузов выбирать особо не из кого. Компетенции такого рода формируются на специальных программах, а также посредством получения и передачи проектного опыта.