В этом году многие москвичи были неприятно удивлены, увидев в коммунальной платежке невероятные количества потребленных кубометров воды. Вроде никто по полдня не плещется под душем, да и вряд ли расход воды на кухне может по неведомой причине увеличиться в разы. В чем же дело, спросили мы у заместителя руководителя - начальника аналитического отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве Дмитрия Тетушкина.
- Дмитрий Николаевич, как складывается цена на услуги снабжения горячей водой в столице?
- Основными составляющими стоимости горячего водоснабжения являются вода и тепловая энергия, использованная для ее подогрева. В Москве используется два вида систем теплоснабжения. В случае если горячее водоснабжение дома осуществляется по открытой системе теплоснабжения, указанные составляющие должны присутствовать в платежных документах двумя раздельными строками. Аналогичный порядок действует в домах, в которых приготовление горячей воды осуществляется в индивидуальных тепловых пунктах. В случае если система теплоснабжения закрытая, то для расчета за услуги горячего водоснабжения используется тариф на горячее водоснабжение, установленный правительством Москвы. Он уже учитывает стоимость воды и тепловой энергии.
Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, обязаны обратиться в РЭК Москвы для установления тарифа и применять исключительно установленные им тарифы. Любой тариф должен быть экономически обоснован. Естественно, что везде стоит разное оборудование с разным износом, используется разный технологический процесс. Разные издержки на приготовление горячей воды обуславливают различия и ее стоимости. Так, действующие тарифы на горячее водоснабжение для расчетов с населением установлены из расчета разных тарифов на тепловую энергию, используемую для производства горячей воды, у двух крупнейших производителей тепловой энергии - ОАО "МОЭК" и ОАО "Мосэнерго".
- Много ли нарушений фиксирует УФАС по Москве при анализе деятельности управляющих компаний при расчетах с гражданами?
- Нарушения порядка ценообразования на горячее водоснабжение для населения в настоящее время фиксируются не столько со стороны управляющих организаций, сколько со стороны ресурсоснабжающих. Так, крупнейшая в Москве по объемам поставки тепловой энергии для нужд населения компания ОАО "МОЭК" вместо использования при расчетах с управляющими организациями, жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья установленного правительством Москвы тарифа на горячее водоснабжение в счетах выставляет раздельно стоимость холодной воды и стоимость тепловой энергии, использованной для ее подогрева. ОАО "МОЭК" осуществляет эксплуатацию центральных тепловых пунктов в Москве, на которых происходит непосредственное приготовление горячей воды. Система теплоснабжения, как правило, закрытая, поэтому раздельное выставление в счетах составляющих тарифа на горячее водоснабжение недопустимо.
На практике мы видим, что общая сумма по дому, предъявляемая ОАО "МОЭК" к оплате, получается на несколько тысяч рублей в месяц больше, чем если бы применялся тариф на горячее водоснабжение. Такое раздельное выставление счетов за составляющие тарифа на горячую воду ведет к ущемлению интересов граждан, управляющих организаций.
Многие управляющие организации в данном случае продолжают рассчитываться с населением по тем тарифам, которые установлены правительством Москвы. Переплата, возникающая вследствие расчетов с ОАО "МОЭК" по системе раздельного выставления счетов за воду и тепловую энергию, покрывается либо за счет финансового результата, либо скорее всего взимается с граждан по другим статьям.
- Возможно ли при расчетах за горячее водоснабжение ущемление интересов граждан, в квартирах которых не установлены приборы учета воды?
- Возможно. Я имею в виду противоречие порядка определения объема потребленного коммунального ресурса, предусмотренного 307-м постановлением правительства РФ и 77-м - столицы. В 307-м указано, что если у собственников помещений нет индивидуального прибора учета воды, то при исчислении объема потребленного ресурса используется норматив потребления, установленный органом власти. По постановлению правительства Москвы между теми, у кого приборов учета нет, распределяется объем воды, определенный по показаниям общедомового счетчика. Эта величина зачастую превышает норматив потребления.
При этом для тех, у кого приборы учета воды установлены, московским порядком предусмотрены более выгодные условия. Постановление правительства Москвы предусматривает взимание платы исключительно по индивидуальным приборам учета воды, а по порядку правительства Российской Федерации в расчете объема потребления учитываются показания и индивидуального прибора учета, и общего прибора учета.
- Как это возможно на практике?
- Индивидуальный прибор учета выдает информацию о том, сколько непосредственно потребил воды тот или иной гражданин, но не учитывает объема потерь воды в общедомовых сетях, объема потребления этой воды на общедомовые нужды управляющей организацией из общедомовых сетей общедомового прибора учета. По 77-му московскому постановлению показания общедомового прибора просто раскидываются между теми, у кого не было счетчиков. Управляющая организация, осуществляя неэффективную эксплуатацию общедомовых сетей, заставляет оплачивать эти потери неактивных граждан. Активные собственники, по сути, не в курсе, насколько эффективно работают управленцы.
При применении порядка, предусмотренного постановлением правительства РФ, в случае если объем потребленной воды сильно отличается от показаний счетчика, у потребителей возникает вопрос, куда утекла дополнительная вода. Мы же за нее платим! Эти вопросы надо выяснять, становиться эффективными собственниками.
- Влияют ли взаимоотношения управляющих и ресурсоснабжающих компаний на плату граждан?
- Они ни в коем случае не должны влиять. Основополагающим актом в сфере регулирования отношения управляющей организацией и населением является Жилищный кодекс. Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам. В этом документе прописан механизм расчетов управляющей компании и граждан. В указанных Правилах есть две нормы - пункт 8 и пункт 15, которые говорят о том, что взаимоотношения управляющей организации и ресурсоснабжающих компаний должны полностью соответствовать тем условиям, на которых управляющая организация оказывает коммунальные услуги гражданам. Управляющая организация выступает своеобразным транслятором, у которого не может быть никаких ни убытков, ни прибыли от этих взаимоотношений. Если тарифы установлены для населения и управляющая компания их применяет, то и ресурсоснабжающая организация должна эти тарифы полностью применять при расчетах с управляющими компаниями. Правила оказания коммунальных услуг также не предусматривают возможности возникновения у управляющей организации обязанности по оплате большего или меньшего объема коммунального ресурса по сравнению с тем объемом, за который выставляются счета собственникам помещений.
- Кто чаще виноват в незаконном расчете с гражданами?
- В тех делах, которые мы сейчас рассматриваем по нарушению порядка ценообразования на горячее водоснабжение, безусловно, основным нарушителем выступает ресурсоснабжающая компания. Управляющая организация либо транслирует это нарушение и сама нарушает, либо берет на себя убытки и выступает потерпевшей стороной.
- А что делает УФАС, чтобы помочь гражданам и управляющим компаниям?
- На настоящий момент уже принято два решения по фактам нарушения порядка ценообразования со стороны ОАО "МОЭК". По обращению ЖСК "Дзержинец-4" решение было принято еще в прошлом году. На днях его поддержал суд второй инстанции. По обращению ЖСК "Экспериментальный" ОАО "МОЭК" был признан нарушившим антимонопольное законодательство около двух недель назад. Ряд дел находятся в стадии возбуждения, ряд - рассматриваются.
Во всех случаях ОАО "МОЭК" получает предписание об устранении нарушений. С учетом вступившего в законную силу решения по первому делу мы надеемся, что ресурсоснабжающая организация приведет свои расчеты в соответствие с действующим законодательством.