Вчера в 10 часов 38 минут по московскому времени шаттл "Индевор" приземлился во Флориде.
В космической истории этого челнока поставлена точка: 25-я миссия "Индевора" стала заключительной в его звездной карьере. В свой последний рейс к Международной космической станции "Индевор" отправился 16 мая. За 16 суток "звездного вояжа" челнок совершил 248 витков вокруг Земли и "накрутил" более 10 млн км.
Он доставил на орбиту много новых приборов, в том числе уникальный детектор AMS-02 стоимостью 2 млрд долларов, предназначенный для исследования антиматерии и темной материи. Об этом спектрографе хотелось бы сказать особо. Как рассказал корреспонденту "РГ" бывший генеральный директор ЦНИИмаш академик РАН Николай Анфимов, появление детектора на станции связано с американским ученым китайского происхождения Самюэлем Тингом, который получил Нобелевскую премию за работу по образованию античастиц в лабораторных условиях. Планируется, что мощный криогенный электромагнит позволит "ловить" частицы, приходящие из космоса, определять их массу, электрический заряд. Ученые надеялись найти частицы антивещества. Этот большой проект реализует сейчас международная группа специалистов в ЦЕРНе, в Женеве. На МКС этот прибор ждали еще в 2008 году. Но появился он только сейчас. И основной задачей экипажа "Индевора" была как раз его установка на ферменной конструкции станции. Детектор уже передал первые данные.
Полет "Индевора" стал предпоследним полетом американских шаттлов в целом. Заключительный же аккорд оставлен за шаттлом "Атлантис", старт которого запланирован на 8 июля. После этого доставка космонавтов и астронавтов полностью ляжет на плечи российских пилотируемых кораблей "Союз".
Ранее НАСА и Роскосмос подписали дополнительные соглашения на 753 миллиона долларов, продлевающие контракт на доставку астронавтов на МКС до 2016 года: корабли "Союз" в 2014-2015 году доставят на станцию 12 астронавтов из США, Канады, Японии и Евросоюза, а в 2016 году обеспечат их возвращение на Землю. Кроме того, контракт предусматривает оказание услуг по тренировке, послеполетной реабилитации, медицинскому обследованию и прочему обслуживанию астронавтов. Российские "Союз" обязуются брать также определенное количество груза. Это связано с транспортировкой членов экспедиции на МКС и обратно. Также на российскую сторону ложится ответственность за ликвидацию отходов. Разрешенный объем груза на одного человека составит примерно 110 фунтов (50 килограммов) при полете на станцию, примерно 37 фунтов (17 килограммов) на обратном пути, и объем мусора приблизительно 66 фунтов (30 килограммов).
Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Летать на американских шаттлах слишком рискованно, а потому необходимо списать их как можно скорее, заменив на корабль нового поколения. С таким заявлением выступил еще несколько лет назад глава специальной комиссии по расследованию причин катастроф космического шаттла "Колумбия" Гарольд Геман.
О необходимости отправить шаттлы на пенсию высказывался в свое время и такой авторитетный ученый, как профессор Мэрилендского университета и академик РАН Роальд Сагдеев.
- Для полетов к МКС и на Луну США необходимо создать новый пилотируемый корабль, похожий на "Союз", а не на шаттлы, - говорил он. - "Челноки" необходимо списать в 2010-2011 годах, поскольку они не полностью отвечают требованиям безопасности экипажа. Катастрофа шаттла "Колумбия" в феврале 2003 года значительно снизила эффективность эксплуатации МКС, поскольку из-за моратория на полеты "челноков" невозможно доставить на орбиту европейский и японский научные модули, а также другие крупногабаритные конструкции.
Глава НАСА Чарльз Болден ранее назвал места, где навсегда останутся четыре космических челнока после завершения полетов американских многоразовых кораблей. По его словам, никогда не летавший шаттл "Энтерпрайз", который в настоящее время находится в музее Смитсоновского института в районе вашингтонского аэропорта Даллеса, будет перемещен в Морской и аэрокосмический музей в Нью-Йорке. Его место в Смитсоновском институте займет шаттл "Дискавери".
Шаттл "Индевор" после возвращения на Землю встанет на вечную стоянку в Калифорнийском научном центре в Лос-Анджелесе. Последний шаттл - "Атлантис" - будет выставлен в космическом центре имени Кеннеди во Флориде. НАСА также предлагает школам и университетам США получить для своих коллекций предметы, связанные с историей шаттлов, в частности куски термоизоляционных плиток.
Кстати, как сообщают американские СМИ, поначалу челноки планировалось продавать музеям по цене от 400 до 800 тысяч долларов за штуку. Однако желающих не нашлось, поэтому НАСА объявило, что отдаст выведенные из эксплуатации челноки бесплатно - при условии самовывоза с мыса Канаверал.
Между тем
В общей же сложности за 19 лет эксплуатации шаттл "Индевор" выполнил 25 полетов на околоземную орбиту, совершив 4677 витков за 299 суток и пролетев почти 200 млн км. В его "послужной список" вошли, в частности, первый полет к орбитальному телескопу "Хаббл" для обслуживания этого уникального астрономического инструмента, полет в 1998 году к российскому орбитальному комплексу "Мир", спасение на орбите спутника "Интелсат-603" и другие космические путешествия.
Для шаттла "Атлантис", который в последний раз отправиться на орбиту 8 июля, это будет 135-й и завершающий полет.