Предприниматели Челябинской области нашли альтернативу краткосрочным кредитам

Съезд представителей малого и среднего бизнеса Еманжелинского района из местечкового мероприятия превратился в масштабный форум, собравший более ста участников и длившийся десять дней. Вечно занятым "ипэшникам" удалось полноценно пообщаться и даже заполучить к себе регионального министра экономического развития благодаря нетрадиционной форме: съезд проходил... в Интернете.

И если выйти к микрофону готов далеко не каждый, то виртуальная трибуна обеспечила возможность высказаться практически любому. Некоторые бизнесмены не ограничились привычными для пользователей сети краткими репликами, а выступили с развернутыми докладами. Площадку предоставила местная власть: для необычного мероприятия на сайте районной администрации был открыт соответствующий форум.

По тематике обсуждаемых проблем виртуальный съезд не слишком отличался от прочих бизнес-форумов. Малый и средний бизнес никогда не был бесхлопотным занятием, но сегодня число проблем растет как снежный ком. С 2011 года налоговая нагрузка на зарплату для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения и единый налог на вмененный доход, выросла почти в 2,5 раза - а это около 90 процентов всего малого бизнеса. Грядущий переход от ЕНВД на патентную систему не коснется предприятий торговли и общественного питания, что означает для них усложнение бухучета и налоговой отчетности, увеличение затрат и перспективу ухода в тень. Для бюджета это чревато снижением доходов, а для работников и клиентов - снижением зарплат и ростом цен, отмечает коммерческий директор салона бытовой техники и электроники из поселка Красногорский Евгений Светлов.

По статистическим данным, розничный товарооборот в Челябинской области, который имел устойчивые показатели роста даже в период кризиса, в первом квартале 2011 года упал на пять процентов. Все более серьезные проблемы у малого бизнеса порождает давление со стороны производителей и ретейлеров федерального уровня.

- Производством полуфабрикатов наша семья занимается уже 10 лет. В последнее время работать стало очень сложно. Из-за кризиса покупательская способность населения упала. А конкуренция растет, везде открывают свои точки крупные московские производители, - рассказывает руководитель цеха полуфабрикатов Караман Сарсенов. - С начала года в Челябинской области пять цехов, аналогичных нашему, закрылись: трудно конкурировать с крупным бизнесом. Мы пока держимся: закупаем местное сырье - оно дешевле, да и сеть поставок у нас широкая - почти по всей области. Но по сравнению с докризисными временами объемы производства упали почти на треть.

Вызывает опасение местных предпринимателей и экспансия крупных торговых сетей. Их появление в малых муниципалитетах зачастую ставит крест на перспективах не только мелкой торговли, но и местных производителей. Малому бизнесу заключить договор с гипермаркетом практически невозможно: за вход - бонусы, расчет только через три-четыре месяца, а если обнаружатся какие-то дефекты - штраф до 300 тысяч рублей. И как быть с НДС, от уплаты которого малый бизнес освобожден? Игра на условиях крупного ретейла в лучшем случае сводит прибыль "малышей" и даже средних по местным масштабам производителей к нулю. Однако экспансия эта по большей части встречает одобрение местной власти - по причине стабильности налоговых поступлений и предсказуемости ведения дел.

Массу вопросов вызывает и кредитная политика банков.

- Существующие кредитные линии во многих банках недоступны для предпринимателей, - резюмирует президент ассоциации работодателей "Промасс Еманжелинск" Иван Юртеев. - Поскольку 18-20 процентов годовых - это нереальные шансы на успех проведения модернизации производства.

Его поддерживают коллеги: "Предприниматель впервые обращается за помощью в банк. И тут же попадает под жесткий прессинг: требуют кучу документов, подтверждающих средний доход, отсутствие задолженности по налогам, кредитных обязательств перед другими банками, требуют предоставить в залог имущество или недвижимость, поручительство третьих лиц и т. д. В общем, если предприниматель никогда не брал в данном банке кредиты и не имеет положительной кредитной истории, заем ему не получить. А откуда она возьмется, если кредит не дают? И так практически во всех банках, по крайней мере в Еманжелинске".

Зато деятельность районного муниципального фонда местного развития (МФМР) была оценена куда более высоко - при несопоставимых с банками возможностях. Благодаря вдвое более низкой процентной ставке за время работы фонд позволил "раскрутиться" многим малым предпринимателям - приобрести необходимое оборудование, автомобили и т. п. Поскольку многолетняя практика доказала жизнеспособность фонда, участники съезда предложили модернизировать его работу. В частности, сегодня проценты за пользование кредитом удерживаются сразу при его получении. Теперь для предпринимателей, неоднократно имевших дело с фондом и доказавших свою добросовестность, процент предлагается распределить на все время пользования кредитом. А сам срок кредитования (если сумма превышает 500 тысяч рублей и взята для приобретения оборудования или автотранспорта) увеличить с одного года до трех.

В качестве альтернативы краткосрочным кредитам на съезде было предложено создать собственный фонд с участием доверяющих друг другу предпринимателей. Такой фонд позволил бы в порядке взаимопомощи закрывать нуждающимся кассовые разрывы.

Еще одна полезная идея - создание своеобразной базы данных нерадивых работников, прежде всего в сфере продаж. Безальтернативная советская торговля осталась в далеком прошлом, но культура обслуживания отнюдь не взлетела на недосягаемую высоту. Зачастую даже наоборот. И не в последнюю очередь из-за того, что "мастера хамства и обвеса" кочуют из одного магазина в другой, нанося ущерб и покупателям, и бизнесменам. И не только репутационный: одной рукой обсчитывая клиента, другую жулик запускает в карман хозяев торговой точки.

Совместной выработкой подобных решений и ценен оказался виртуальный съезд. Возможность влиять (даже опосредованно, через предпринимательские объединения всероссийского масштаба) на рост стоимости энергии и ГСМ у малого и среднего бизнеса невелика. А вот способы сообща противостоять на местном уровне глобальным негативным тенденциям дорогого стоят. Пусть эффективность их кому-то и покажется относительной.

Кстати

За последние пять лет Еманжелинский район трижды становился победителем областного конкурса по развитию предпринимательства.