Новый закон о торговле не смог повлиять на рост цен на Среднем Урале

Новый закон о торговле действует уже год. Удалось ли за это время упорядочить взаимоотношения между поставщиками продуктов питания и ретейлерами и решить другие острые проблемы, обсудили представители власти, пищевой промышленности и торговли на заседании профильного комитета при свердловском областном Союзе промышленников и предпринимателей (СОСПП).

По мнению участников дискуссии, принципиально важными в законе "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" стали статьи 9 и 13. Они позволили наладить контакты с поставщиками, с производителями, урегулировать порядок разрешения преддоговорных споров. Кроме того, 9-я статья, регулирующая права и обязанности хозяйствующих субъектов, обязала обе стороны информировать друг друга об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки товаров и о существенных условиях такого договора через Интернет. Также впервые в рамки правового поля попало понятие цены договора между поставщиками и магазинами.

Однако, по словам председателя комитета по развитию малого и среднего бизнеса СОСПП Игоря Ковпака, на практике документ породил и сложности:

- На мой взгляд, закон позволяет отдельным поставщикам использовать его как механизм воздействия на сети, понуждать их к заключению договоров, - считает предприниматель. - В ряде случаев сетевики отказываются заключать договоры с отдельными поставщиками по причинам того, что их, например, не устраивает запрашиваемая цена или предлагаемая продукция имеет низкий потребительский спрос. Поставщики в подобных ситуациях жалуются на затягивание сроков заключения с ними договоров, на непредоставление информации об условиях отбора контрагента для его заключения и о существенных условиях такого договора. И право на подачу ими жалоб законно.

Впрочем, как сообщила Татьяна Колотова, руководитель свердловского управления ФАС, за прошедший год лишь один поставщик пожаловался на действия торговой сети. Еще несколько нарушений было обнаружено в результате проверок - в этих случаях инициатором разбирательства была сама антимонопольная служба.

- Есть ощущение, что торговые сети обладают большой рыночной властью, поэтому поставщики, даже если у них есть претензии и обиды, боятся выносить их на уровень власти и контролирующих органов, - отмечает Татьяна Колотова - Поэтому с наших позиций сложно оценивать закон - по нему еще нет правоприменительной практики.

Эту догадку подтвердил Иван Колодяжный, исполнительный директор ассоциации "Уралпищепром":

- Мы действительно не идем в ФАС и суды, поскольку это не решит проблем, - разводит руками представитель пищевых предприятий. - Мы сами находим точки соприкосновения с торговлей. Например, предложили заключить соглашение о сотрудничестве с продуктовыми торговыми сетями. Оно рассматривается, ждем, что скажут головные офисы сетей.

Одна из главных проблем, волнующих производителей, - согласование цен. В законе на это отводится 90 дней. По словам ретейлеров, такая практика позволяет сдерживать рост цен. По мнению Колодяжного, разумный срок должен быть втрое короче - не более месяца.

- Пищевики вынуждены менять цены на свою продукцию постоянно, потому что затраты не спрячешь. Растет рыночная цена электроэнергии, зарплаты невозможно снижать - все это неизбежно отражается на цене продуктов, - считает он.

Наряду с вопросами, порожденными федеральным законом, много разногласий вызывает и инициатива региональных властей, направленная на поддержку местных производителей. По словам Татьяны Поповой, замминистра торговли, питания и услуг Свердловской области, многие производители неадекватно восприняли кампанию "Выбирай наше, местное".

- Многие решили, что теперь у них должен быть безусловный приоритет, - отмечает чиновник. - Например, к нам обратились производители недешевых пельменей и буквально требовали, чтобы с ними были заключены договоры. Но почему покупатель должен выбирать "наше", если местный производитель предлагает такие высокие цены?

Как бы то ни было, ожидаемый мир между производителями и торговыми сетями с применением закона не наступил. Да и главная задача нормативного акта, о которой много говорили еще на стадии обсуждения законопроекта - снижение розничных цен, - осталась нереализованной. Средний Урал по-прежнему находится в числе пяти самых дорогих регионов России, и цены на продукты питания продолжают расти.

Компетентно

Вера Соловьева, заведующая кафедрой коммерции и экономики торговли УрГЭУ-СИНХ:

- Все статьи закона доработаны, расписаны полномочия, но вопросы до сих пор остаются. А значит, надо советоваться, нарабатывать практику применения. Например, если у торговых сетей и крупных поставщиков есть сайты и они могут разместить там требуемую законом информацию, то как быть маленьким продовольственным магазинам в селе с одним рабочим местом? Вызывают вопросы ценообразование и технологии оплаты. Также пока нет мер административного воздействия за нарушения ряда статей, а они необходимы.