Замруководителя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк сообщил о "новации года", напрямую связанной с деятельностью Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. Через пару-тройку месяцев на крупнейшем белорусском пункте таможенного оформления "Козловичи" предполагается открыть зеленый коридор для товаров, перевозимых на автомобилях юридическими лицами. Предполагается, что на все про все у водителя будет уходить не более 30 минут. Оптимизируется деятельность всех контрольных органов, работающих на границе. Остановившись всего в одном месте, перевозчик сможет представить необходимые документы пограничникам, таможенникам, транспортному контролю, ветеринарным и фитосанитарным службам.
Напомним, что через "Козловичи", расположенные на границе с Польшей на важнейшей международной трассе Берлин - Минск - Москва, идет основной поток транзитных грузов, адресованных в первую очередь России. Если эксперимент покажет свою жизнеспособность, то новая технология будет распространена и на другие белорусские пункты пропуска на внешней границе Союзного государства и Таможенного союза. При этом не имеет значения, из какой страны и в какую следует товар. Не исключено, со временем на границе останутся только две службы - таможенная и пограничная. Это еще более упростит ее пересечение.
Благодаря созданию Таможенного союза только за первые четыре месяца нынешнего года поток грузов возрос на 35 процентов. Это ни много ни мало - 8,9 миллиона тонн. Особенно увеличились перевозки по железной дороге - там прирост превысил 50 процентов. Границу пересекло также более двух миллионов легковых автомобилей. Резко активизировался и товарооборот Беларуси с партнерами по Таможенному союзу: с Россией - на 43, а с Казахстаном - на 53 процента.
Все это стало возможным благодаря тому, что более десяти лет Беларусь и Россия сообща укрепляли таможенную инфраструктуру на общей западной границе Союзного государства. На эти цели израсходовано свыше 1,6 миллиарда российских рублей. Плюс 425 миллионов - на создание единой информационной системы. Реконструировано до европейского уровня 8 пунктов таможенного оформления, в том числе упомянутые "Козловичи". Граница теперь может пропускать грузов и автотранспорта в 2,5 раза больше прежнего.
Электронные технологии становятся все более весомым резервом. Сергей Борисюк привел такой факт. Сегодня подавляющее большинство всех экспортных и почти треть импортных поставок грузов оформляется с применением электронной декларации. То есть пока автомобиль мчит к границе, документы на него по оптоволоконному кабелю уже поступают на пункт таможенного оформления. Разработано и передано контрагентам соответствующее программное обеспечение. Формальности на границе в итоге занимают существенно меньше времени. Это, к слову, требование Евросоюза - предварительное информирование о ввозимых товарах и транспортных средствах. Таможенные органы Беларуси намерены уже в следующем году сделать этот порядок обязательным.
Еще одна новация - развитие сети транспортно-логистических комплексов. Всего в Беларуси их предполагается построить около 35, в том числе 7 создаются в системе Государственного таможенного комитета - по одному в каждой области Беларуси и Минске. Там будут оказывать полный спектр услуг в области таможенной, транспортно-экспедиционной, складской и информационной логистики. Такая система соответствует международно признанным принципам "точно и вовремя" и "от двери к двери".
И еще одна информация из таможенной службы. Сергей Борисюк подтвердил, что как и планировалось в соответствии с документами, подписанными при заключении Таможенного союза, Беларусь с 1 июля поднимает таможенные пошлины на ввоз легковых автомобилей физическими лицами до общего уровня, фактически совпадающего с российским.
Досье "СОЮЗа"
Сегодня белорусские таможенники способны оформлять в сутки 21 тысячу легковых и грузовых автомобилей, пересекающих границу Союзного государства. К концу 2015 года предполагается построить и реконструировать еще 11 пунктов пропуска на границе с Евросоюзом и Украиной. Пропускная способность инфраструктуры западного участка границы Союзного государства возрастет до 34 тысяч автомобилей.