Премьер-министр Владимир Путин приехал на несколько дней в Краснодарский край, чтобы посмотреть на то, как приводят в порядок железнодорожную инфраструктуру.
В Сочи он вступил и в заочный диалог с Еврокомиссией, заявив, что Россия не может травить людей ради духа ВТО.
"Все больше и больше набирает обороты скандал, не связанный с железнодорожным транспортом, а касающийся обычной продукции, производимой в Еврозоне", - заявил премьер. "Все страны Еврозоны уже переругались насмерть из-за этих огурцов, теперь еще нас втягивают", - возмутился он. Но сейчас не осень и перекрытый ввоз овощей из ЕС России не выгоден.
При этом представители Еврокомиссии заявляют, что такое решение противоречит духу ВТО, продолжил глава правительства. "Я, откровенно говоря, не знаю, какому духу это противоречит, но огурцы, после которых люди умирают, действительно дурно пахнут. Мы ждем, чтобы наши партнеры нам хотя бы назвали источник этой заразы, - без обиняков ответил европейцам Владимир Путин. - Мы не можем ради какого-то духа людей травить наших!" Пообещав проверить обоснованность решения санитарных служб, он добавил, что будет ждать разъяснений и от ЕС.
Это заявление премьер сделал на встрече с участниками Международного железнодорожного бизнес-форума "Стратегическое партнерство -1520". Уже несколько лет они пытаются добиться колейного единообразия: ширина железнодорожной колеи в России, бывших советских республиках и в Финляндии поистине царская - 1520 мм. А в Европе, Северной Америке и Китае гораздо скромнее - 1435 мм.
Интеграция "пространств 1520 и 1435" и на этот раз обсуждалась весьма активно. Но Владимир Путин говорил не об этом, а о скоростном движении и будущей модернизации. "Вы выбрали подходящее место для вашего профессионального собрания не потому, что здесь пройдут Олимпийские игры, а потому, что здесь осуществляется один из самых крупных, может быть, самый крупный в сегодняшней России инфраструктурный проект", - заявил премьер. К Олимпиаде город получит 200 км новых железнодорожных путей, десятки современных объектов профильной инфраструктуры, а скоростное сообщение между Москвой и Сочи вдвое сократит время в пути.
Для коренной модернизации железной дороги, перечислил Путин, требуется серьезно обновить всю сеть, ликвидировать узкие места на ключевых магистралях, расширить подходы к портам, максимально использовать транзитный потенциал, развивать высокоскоростное сообщение. Быстрые дороги Москва - Санкт-Петербург, Москва - Нижний Новгород и Санкт-Петербург - Хельсинки не самые скоростные в мире, честно признал премьер и пообещал, что правительство будет работать над созданием инфраструктуры под новое поколение подвижного состава.
В болезненном вопросе тарифов премьер призвал к балансу. "Отрасли нужны ресурсы, - заметил он. - Но и чрезмерно задирать тарифы тоже очень опасная вещь". У главы РЖД Владимира Якунина были и свои соображения насчет тарифов на транзит грузов в контейнерах: он предложил уйти от их госрегулирования. "Здесь ведется очень серьезная конкуренция с автомобилистами, представителями глубоководного транспорта, то есть с моряками". Еще он рассказал об идее создания международного логистического оператора транзитных перевозок, потому что пока, например, через дальневосточные порты грузов не везут вообще.
После Сочи премьер отправился в Новороссийск, чтобы поучаствовать в открытии реконструированного железнодорожного тоннеля, пробитого 123 года назад в толще Кавказского хребта. Там, под лучами знойного солнца, на небольшой территории, обнесенной проволокой, его ожидали ремонтники. Немногочисленные стенды, расставленные по земле и служившие главным образом тенью, рассказывали, как проходили восстановительные работы. На одной из картинок можно было увидеть красноречивую надпись: "Кипит работа в тоннеле ярким пламенем". Теперь же, когда пламя работы успешно затухло, все ожидали главу правительства.
Путин начал издалека - с далекого 1888 года, когда был построен тоннель. Он решил сопоставить те времена и нынешние - не в пользу первых, естественно. "В XIX веке тоннель строился силами заключенных и был закончен в рекордные сроки. Большинство из тех, кто участвовал в его строительстве, погибли. Традиции использования подневольного труда начались в нашей стране, к сожалению, не со сталинских времен, а еще с дореволюционных", - привел историческую справку премьер. Можно было перебрасывать мостик к нынешним временам: "Сегодня строительство тоннелей ведется с использованием современных методов и технологий. То, что мы видим, это даже не реконструкция, а новое строительство".
Поблагодарив рабочих, Путин объявил начало движения. Из тоннеля выехал громко скрипевший состав со слегка ржавыми вагонами, который разорвал красную ленту. От него шел такой гул, что аплодисментов не было слышно вообще. Глава правительства тем временем удалился в шатер на телемост с рабочими других тоннелей - Кузнецовского в Хабаровском крае и Рокского, связывающего Россию с Южной Осетией. Там он поручил разработать проекты расширения инфраструктурных возможностей Транссиба и Восточного БАМа и ускорить реконструкцию Рокского тоннеля на год.
Те же рабочие, которые присутствовали при открытии Большого новороссийского тоннеля, с нетерпением ожидали главу правительства на выходе из шатра. Почти семичасовое пребывание под палящим солнцем, по-видимому, не сказалось на их энтузиазме. Путин попробовал было уехать, но его засыпали просьбами об автографе. Рабочие протягивали кепки, на которых премьер ставил свою подпись. Некоторые умудрялись всовывать ему по три кепки. "А зачем так много-то?" - поинтересовался корреспондент "РГ" у одного из рабочих, втройне осчастливленного премьерским вниманием. "Ну как же? - изумился тот. - Для меня, жены и сына. Втроем будем носить и радоваться".
Кстати
На встрече с президентом РАН Юрием Осиповым вновь прозвучала тема вступления России в Европейскую Южную обсерваторию. Осипов заручился согласием премьера распорядиться начать неофициальные переговоры с консорциумом.