Минэкономразвития детализирует номенклатуру одноименной продукции для государственных и муниципальных нужд

Прошло менее полугода с принятия номенклатуры одноименной продукции для государственных и муниципальных нужд, на разработку, утверждение и согласование которой было потрачено несколько лет. И вот на официальном сайте Минэкономразвития представлен на обсуждение новый проект. Предполагается, что экспертиза документа завершится к началу июня, и вскоре после этого будет подписан приказ, его утверждающий.

Как и действующая номенклатура, представленный проект составлен на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, и, по мнению разработчиков, включает все виды продукции, закупаемой по правилам Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Это означает, что по-прежнему у заказчиков сохраняются проблемы, связанные с неточностями и опечатками в ОКДП, а также головная боль, связанная с решением шарад по отнесению закупаемой продукции к тому или иному коду ОКДП и, соответственно, группе номенклатуры. Впрочем, последнее скорее "болезнь роста" - со временем вопросов в этой части становится все меньше.

Надо отметить, что само название документа не совсем удачное, так как номенклатура одноименной продукции для госзакупок на самом деле не имеет отношения к классификации схожих товаров, работ и услуг. К примеру, "одноименными" по ней считаются металлические двери и газовые баллоны, средства для чистки унитазов и крем для лица. Это неудивительно, так как главное ее предназначение - в определении ограничений для закупок без проведения торгов. По каждой группе "одноименной" продукции заказчику разрешено ежеквартально заключать прямых договоров на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., а контрактов простой процедурой запроса цен (запросом котировок) - не более чем на 500 тыс. руб. Кроме этого этой номенклатурой должны руководствоваться заказчики при проведении совместных торгов и при установлении квалификационных требований для крупных подрядных торгов.

До принятия номенклатуры заказчики сами классифицировали продукцию по одноименности, относя к одной группе только взаимозаменяемую продукцию, что приводило к колоссальному объему закупок "до 100 тыс. руб." и "до 500 тыс. руб.", проходивших в условиях фактического отсутствия конкурентного отбора поставщиков.

Может показаться, что и сегодня заказчик имеет весьма солидные возможности в этой части, ведь действующая номенклатура позволяет закупить в течение года у любых поставщиков, без проведения каких-либо процедур их отбора, товаров, работ и услуг в общей сложности на 63,2 млн руб. А для запроса котировок сумма выглядит еще солиднее - 316 млн руб. Однако на деле далеко не у каждого заказчика есть потребность приобретать продукцию из всех 158 групп действующей номенклатуры. Поэтому на практике суммы прямых закупок заметно ниже указанных многомиллионных порогов. Востребованными обычно являются лишь несколько десятков групп, и только отдельные заказчики закупают продукцию, попавшую в такие группы, как "Металлические руды", "Оружие" или "Ядерные материалы" и тому подобные.

Само право заказчиков на закупку без торгов, закрепленное в 94-ФЗ, является своего рода компромиссом. Очевидно, что возможность заключить договор с любым, выбранным исключительно по желанию заказчика, поставщиком сама по себе таит коррупционные риски. Всегда найдутся закупщики, предпочитающие выбирать "своего поставщика", зачастую не самого лучшего, и не бескорыстно. Однако подобная гибкость необходима в случаях небольших закупок, когда стоимость организации торгов выше, чем возможная экономия от них. Не проводить же аукцион ради приобретения десятка-другого ручек? Она важна и при возникновении срочных потребностей, например выполнения непредвиденного ремонта техники.

Вопрос в том, какую сумму разрешить расходовать подобным образом. К сожалению, лимит устанавливается единый для всех заказчиков. Хотя очевидно, что то, что является "крупными расходами" для сельской больницы, для федерального министерства - не значительнее капли в море. Но перед лицом 94-ФЗ все заказчики равны.

По мнению большинства практиков, занимающихся размещением заказов, существующие группы номенклатуры чрезмерно укрупнены. Это приводит к тому, что, исчерпав отведенный квартальный лимит в 100 тыс. руб. и 500 тыс. руб., заказчики вынуждены проводить на весьма незначительные суммы конкурсы и электронные аукционы, сложность которых на фоне цены разыгрываемых контрактов делает для поставщиков участие в подобных процедурах малопривлекательным. В результате значительные средства и время уходят на проведение бессмысленной формальной процедуры, которая, как правило, признается несостоявшейся, после чего заказчик опять же получает право заключения договора с любым поставщиком на свой выбор.

Надо отметить, что своим правом проводить "одноименные" закупки не все заказчики пользуются умело. Логика 94-ФЗ в том, чтобы заказчик заблаговременно планировал размещение своих заказов, проводя торги. Если требуются дополнительные закупки - проводил запросы котировок "до 500 тыс. руб.". И только в случае, если возникают непредвиденные потребности, закупал прямыми договорами "до 100 тыс.". На практике же многие заказчики сначала исчерпывают разрешенные лимиты простых закупок, а потом вынуждены проводить торги на оставшиеся, зачастую небольшие суммы.

Проанализировав ситуацию, Минэкономразвития пришло к выводу - номенклатуру нужно детализировать. В представленном проекте их число возросло более чем на треть и составляет 224. Это решение практически единогласно поддержано заказчиками, однако в основном изменения касаются закупок, связанных с медициной, в первую очередь в части лекарственных препаратов. К тому же некоторые новые группы вызывают вопросы. К примеру, лабораторные мыши и крысы почему-то отнесены к разным группам, а некоторые коды ОКДП встречаются сразу в нескольких группах. В целом для большинства заказчиков ситуация практически не изменяется. Хотя пока приказ не подписан, еще остается вероятность дальнейшей детализации и корректировки проекта номенклатуры, в том числе и увеличения числа групп "одноименной" продукции.