Пенсионный фонд России расторгает трансферагентские соглашения с тремя НПФ. В "черный список" попали крупнейшие игроки на рынке пенсионного страхования - "Норильский никель", "Ренессанс жизнь и пенсии" и "Благосостояние". На очереди - еще 30 фондов, деятельность которых пристально проверят в ближайшее же время.
Именно на эти три НПФ в ПФР поступило наибольшее количество жалоб граждан, связанных с незаконным переводом их пенсионных накоплений по результатам переходной кампании 2010 года, - сообщили вчера "РГ" в Пенсионном фонде.
Разрыв трансферагентских соглашений Пенсионным фондом фактически означает для его негосударственных коллег прекращение работы по обязательному пенсионному страхованию, когда привлечение каждого нового клиента в НПФ означает непрерывный и стабильный приток средств в виде обязательных накопительных взносов.
Похоже, что первая "ласточка" из трех фондов - это только начало. Вчера стало известно, что ПФР поручил десяти своим региональным отделениям до 1 июля 2011 года провести внеплановые проверки выполнения трансфертских соглашений другими НПФ. Предполагается детально проверить достоверность передаваемой в ПФР информации, легитимность подписей застрахованных лиц на их заявлениях. Причина все та же: поток жалоб от застрахованных лиц о том, что их накопления переведены в НПФ без их ведома и согласия.
Не исключено, что по результатам этих проверок, а также анализа продолжающих поступать жалоб граждан, количество НПФ, с которыми будут расторгнуты трансферагентские соглашения, увеличится.
Более того, ПФР обратился в ФСФР с письмом, в котором просит усилить меры контроля за деятельностью НПФ и провести проверки 30 из них, на которые жаловались граждане. А вмешательство ФСФР в случае, если нарушения подтвердятся, "пахнет" уже аннулированием лицензии у НПФ-штрафника, то есть, по сути, полным сворачиванием бизнеса.
Напомним, претензии к НПФ в последнее время высказывал не только Пенсионный фонд, но и минздравсоцразвития. При этом в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), признавая наличие проблемы и некорректную работу некоторых НПФ, считают претензии чересчур "раздутыми". Правда, НАПФ еще в конце мая пригрозила фондам-нарушителям исключением из своих рядов, если те не уладят конфликты с клиентами и не разберутся с работой своих агентов.
В НАПФ предлагают систему мер, которые помогли бы НПФ наладить работу по привлечению новых клиентов. Пенсионный фонд, в свою очередь, тоже предлагает ужесточить действующее законодательство в отношении деятельности НПФ, чтобы активнее защитить права застрахованных лиц. Интересно, что и те, и другие предложения направлены в минздравсоцразвития. Правда, НАПФ уже неоднократно жаловалась, что на их письма министерство не реагирует.
Все эти "военные действия" против НПФ разворачиваются на фоне уже почти год продолжающейся острой дискуссии между минздравом и НАПФ о накопительном компоненте в российской пенсионной системе. Еще зимой министерство предложило к обсуждению концепцию развития пенсионной системы. В отношении накопления минздрав предлагает перевести его из обязательного формата в добровольный. НАПФ же считает, что подобные перемены приведут к "схлопыванию" накопительного компонента в системе государственного пенсионного страхования и настаивает на сохранении нынешнего принципа его обязательности.
Тем не менее вчера же ПФР пообещал рассмотреть возможность перезаключения с НПФ "Норильский никель", "Ренессанс жизнь и пенсии" и "Благосостояние" трансферагентских соглашений в случае урегулирования ими всех письменных жалоб застрахованных лиц. "При этом за данными НПФ сохраняется право по привлечению новых клиентов в части доверительного управления пенсионными накоплениями в системе обязательного пенсионного страхования", - отмечают в фонде.
После рассылки уведомлений по итогам переходной кампании 2010 года в ПФР начали поступать жалобы от будущих пенсионеров на незаконный перевод их накоплений из ПФР в НПФ. На конец мая 2011 года, по данным ПФР, поступило более 6000 телефонных звонков и 1678 писем. На три НПФ, с которыми ПФР принял решение расторгнуть трансферагентские соглашения, приходится 81,5% письменных жалоб граждан, поступивших в 2011 году по состоянию на 1 июня 2011 года.