Лесные пожары и масштабные наводнения в Европе. Такого рода чрезвычайные ситуации становятся в последнее время все более частыми. Россия всегда помогала странам Европы справиться с бедствиями в тех случаях, когда их национальные силы были не в состоянии локализовать ЧС. О том, как взаимодействуют спасатели, "Российской газете" рассказал заместитель министра, директор международной деятельности МЧС России Юрий Бражников.
Часто ли государства Европы обращаются к руководству России с просьбой оказания помощи в ликвидации природных и техногенных катастроф?
Такие случаи определены межгосударственными соглашениями. Ситуация, когда национальные силы не в силах локализовать чрезвычайную ситуацию и неизбежен ущерб, ведет к обращению в МЧС России. Подобные примеры многочисленны. Мы государствам Европы оказывали помощь и продолжаем ее оказывать. Сейчас мы помогаем Сербии вернуть ее экономические территории в оборот. Наш саперный отряд работает там по очистке территорий.
Авиация МЧС России не раз тушила пожары в европейских странах. Как согласуются действия пожарных, какой международный язык используется? Как обсуждаются задания?
По определению, авиация является интернациональной услугой. Она действует за рубежом согласно законам и конвенции ИКАО - международной организации гражданской авиации. А наши отряды выполняют задания Организации объединенных наций. Если мы работаем с Верховным комиссариатом по делам беженцев, в состав наших отрядов конвоя включены координаторы, которые блестяще знают английский язык. Поэтому наши отряды без проблем управляемы. А вся авиация в мире работает только на английском языке.
В борьбе с природными пожарами в прошлом году России помогали группировки чрезвычайных служб разных стран. Как устроен процесс взаимодействия с вашими зарубежными коллегами при ликвидации последствий крупномасштабных катастроф в России?
Мы с благодарностью приняли помощь авиации ряда стран, которая включилась в наши боевые планы по борьбе с огнем и управлялась из единого штаба, созданного на базе Национального ЦУКСа, расположенного на улице Ватутина, 1 в Москве. Кроме того, штабы были развернуты в регионах. Как наш начальник авиации МЧС России управляет действиями своих подопечных, так он и управлял теми самолетами, которые прибыли в наше распоряжение.
Глава МЧС России Сергей Шойгу не раз выступал с инициативой создания в Европе международной группировки по экстренному реагированию на чрезвычайные ситуации. В какой стадии решения находится этот вопрос?
Мы идем поэтапно. Последовательно продвигаем эту идею к практическому воплощению. В регионах, за рубежом мы создаем центры. Первый такой центр будет создан на базе договоренностей России и Сербии в городе Ниш.
Кстати, три года назад этот аэродром мы и разминировали. Там запланировано базировать наши гуманитарные силы, и вместе с сербами будем работать по балканскому региону, который очень нуждается в обеспечении помощью при пожарах и других ЧС. Мы полагаем, что эта концепция будет принята в Евросоюзе, во всяком случае, переговоры такие ведутся. Совместными силами создадим концепцию развития таких многонациональных сил. И они будут развиваться с соответствующим базированием, там, где это требуется в первую очередь. В будущем обязательно создадим всеобъемлющую систему реагирования на чрезвычайные ситуации, катастрофы и кризисы.
Будут единые правила?
А они фактически есть. Это обязательный запрос государства, обязательное выполнение взаимных условий принимающей стороны и отправляющей стороны, уважение законов и обычаев принимающей стороны теми, кто приехал помогать.
Технический парк наших спасателей обновляется?
В МЧС поступают высокотехнологические образцы техники для тушения пожаров и на плановой основе в соответствии с российским законодательством происходит приобретение этой техники, постановка на вооружение, обучение персонала. И, конечно, модернизация систем управления.
Новую технику создаем совместно с Европой. Так, с австрийской фирмой "Розенбаум" МЧС России производит на базе шасси автомобилей "Камаз" высокотехнологичные пожарные машины. Этими машинами оснащают как российские подразделения, так и зарубежные. Интерес к ним в странах Европы огромный. И мы со своей стороны очень скрупулезно изучаем и оцениваем технику европейских фирм. Или предлагаем им создать совместные предприятия, или закупаем те или иные образцы по экспорту. Перенимаем высокотехнологичный опыт наших партнеров. Впрочем, такой же интерес проявляется и к нашей технике со стороны зарубежных спасателей.