Свои первые итоги подвел Конкурс Чайковского - по всем номинациям, кроме вокалистов, еще не вступивших в соревнование, завершился первый тур. У пианистов во второй тур вышли семь конкурсантов из России - Александр Синчук, Эдуард Кунц, Филипп Копачевский, Александр Лубянцев, Даниил Трифонов, Павел Колесников и Алексей Чернов, а также Александр Романовский (Украина), Сара Данешпур (США), Чо Сенг Чжин (Корея), Сон Йол Юм (Корея) и Пуаза Франсуа-Ксавье (Швейцария).
Первыми финишировали виолончелисты, а в воскресенье вечером жюри в Москве и в Петербурге вынесли свои вердикты пианистам и скрипачам. Надо заметить, что пока никто из членов жюри не смог внятно прокомментировать, в чем заключается суть беспристрастного голосования по новой системе Scores of Harmony, разработанной американским математиком и исключающей личные мотивировки в принятии решений. Подразумевается, что шкала разных оценок, выставленных членами жюри, будет "безымянно" приводиться к общему знаменателю и определять в итоге победителей. Но, судя по тому, что пианисты в Большом зале консерватории прождали своих результатов полтора часа, устных обсуждений претендентов на продолжение состязания во втором туре жюри вряд ли удалось избежать.
Бесспорным участником второго тура стал Александр Лубянцев, лауреат 3 премии предыдущего Конкурса Чайковского, покоряющий абсолютно феноменальной колоростикой звука, глубиной и тонкостью интерпретаций не только в импрессионистическом репертуаре - Равеле, Дебюсси, но в такой грандиозной технической "махине" с резкой драматургией, как "Мефисто-вальс" Листа. Из общепризнанных лидеров первого тура во второй перешел и Эдуард Кунц, как раз в отличие от "объективного" лубянцевского пианизма, захвативший уникальностью своих трактовок, тончайшей звуковой игрой, способностью выстраивать многомерное музыкальное пространство. Самым же неясным итогом голосования жюри стало выбывание из Конкурса интереснейшего пианиста из Нижнего Новгорода Евгения Брахмана, чьи зрелые, глубоко мотивированные интерпретации произведений, исполненных на 1 туре, привлекли уж точно больше внимания, чем не слишком удачные "дебюты" на конкурсе Чайковского Даниила Трифонова или Филиппа Копачевского. Не говоря о других участниках списка второго тура: и Александр Синчук, и Павел Колесников, и Алексей Чернов показали в первом туре вполне среднеразрядную игру, с отдельными удачными "фрагментами" внутри программы. Почти то же самое можно сказать и об иностранных участниках, которые, положа руку на сердце, произвели еще более прозаическое впечатление. Хотя были и запоминающиеся выступления китайского пианиста Юньцзе Чэня, блестяще исполнившего миниатюры Чайковского и пьесы Ляпунова (во второй тур не прошел), и очаровавшего "живой" индивидуальностью 17-летнего Чо Сенг Чжина (Корея), которого мы услышим во втором туре. Комментарий для "Российской газеты" дал Денис Мацуев, который работал в отборочном жюри и будет судить конкурсантов на 3 туре.
- Я прослушал процентов восемьдесят участников первого тура и могу сказать, что пока никакого потрясения не испытал. Пока еще не было такого, как, скажем, в 1978 году, когда вышел на 1 туре Михаил Плетнев, сыграл 32 Сонату Бетховена, и все сразу поняли, вот он - лауреат! Здесь, увы, результаты были предсказуемы. Мне кажется, что на XV Конкурсе Чайковского надо будет делать "живые" отборочные туры, как это было прежде. Я в 1998 году играл два отборочных тура на конкурс в Малом зале консерватории. Все-таки записи не дают реального представления о качественном уровне музыкантов. Жаль, что практически никто теперь не играет Баха на первом туре. Раньше Бах входил в обязательную программу, и это было очень психологически страшно, зато сразу показывало музыканта. Сейчас стараются сделать все "удобно" для конкурсантов, и многие из них специализируются на определенном репертуаре, умеют себя в нем подать. Но победитель конкурса Чайковского - это, прежде всего, универсальный исполнитель, который должен играть прекрасно во всех стилях и мыслить масштабно.