Ольга Славникова: Возрастной ценз конкурсантов премии "Дебют" увеличен до 35 лет

В начале июня литературная премия "Дебют" объявила о новых условиях. Теперь на конкурс принимаются работы авторов в возрасте до 35 лет. Об этом наш корреспондент поговорил с известной писательницей, лауреатом "Русского Букера" и куратором премии Ольгой Славниковой.

Российская газета: Почему было принято решение изменить возраст соискателей на премию?

Ольга Славникова: Оргкомитет давно думал о повышении возраста, потому что многие авторы, попадавшие в "длинный" и "короткий" списки, не доходили до победы из-за возрастного ценза, хотя потенциал показывали высокий. С новой планкой активируется все "поколение "Дебют": старшим конкурсантам сегодня как раз около 35 лет. Кроме того, у нас работает Международная программа: перевод "дебютантов" на основные мировые языки. Цель программы - побудить зарубежных издателей заключать с "дебютантами" контракты. А для этого надо, чтобы у автора был готов некий корпус текстов, а не только "проба пера". Сложилась парадоксальная ситуация: иногда мы переводим совсем не лауреатов. Например, книга "Mendeleev Rock", представленная в этом году на книжных ярмарках Лондона и Нью-Йорка, состоит из повестей Павла Костина и Андрея Кузечкина, которые были только в "длинном списке" и не могут на презентациях называть себя лауреатами "Дебюта".

РГ: Недавно Виктор Топоров, учредитель премии "Национальный бестселлер", говорил, что они хотят открывать новые имена. Не потеряет ли "Дебют" свою индивидуальность, не появятся ли среди лауреатов авторы уже с именами?

Славникова: Что значит "открыть имя"? Это не обязательно - дать премию. У нас многие авторы побеждают со второго, с третьего раза, а до того мы с ними переписываемся, работаем. Так ли принципиально "застолбить" автора за своим проектом? Да пусть молодой писатель хоть "Букера" получит перед "Дебютом", если таков результат нашей с ним многолетней работы. Мы себя за это только похвалим. Главное: в "Дебюте", в отличие от "взрослых" премий, нет системы номинирования. Автор заявляет о себе сам. Он дебютирует, посылая рукопись на конкурс.

РГ: В этот раз председателем жюри опять выбран драматург Николай Коляда. В прошлом году был Марк Розовский... Вы делайте ставку на драматургию?

Славникова: У нас драматургия - наименее "наполненная" номинация. Молодые авторы редко начинают с пьес: наверное, останавливает незнание специфики театра, которую, сидя дома за компьютером, не изучишь. Мы хотели бы поощрить приток драматургов в конкурс. А Николай Коляда для "Дебюта" особый человек: его ученики - Василий Сигарев, Злата Демина, Ярослава Пулинович, Анна Батурина - из года в год побеждали в "Дебюте". Мы хотим на семинарах выведать секрет, как он их учит.

РГ: Как распределилось кураторство номинаций среди членов жюри?

Славникова: Мария Арбатова курирует крупную прозу (повести, романы). Малой прозаической формой займется Андрей Аствацатуров. Номинация "Поэзия" вручена Вадиму Месяцу: он не только поэт, но еще издатель, регулярно выпускающий поэтические книги лауреатов и финалистов "Дебюта". Сергей Николаевич курирует номинацию "Эссеистика", и мы надеемся, что он не только блестяще проведет работу, но и найдет среди "дебютантов" авторов для "Сноба", где, помимо прочего, ребята получат неплохие гонорары. Фантастикой будет заниматься известный писатель Олег Дивов, чьи книги доказывают, что фантастика - полноценная литература.