Пассажиров-безбилетников стали привлекать к уголовной ответственности

"Зайцы" в метро не обязательно молодые наглецы, которые на глазах у всех лихо прыгают через турникеты.

Есть безбилетники тихие, на вид законопослушные, которые скромно прикладывают к желтому кружку чужой льготный документ и проходят на зеленый свет.

Метрополитен одинаково терпит убытки от тех и других. Причем весьма приличные, если верить цифре, которую назвал заммэра Москвы по вопросам развития транспорта Николай Лямов: "Около 30% пассажиров в столичном метро не оплачивают проезд". Вот и ищут в метро все новые и новые способы борьбы с "заячьим поголовьем".

Безбилетника тормознут

В порядке вещей стало: спускается в метро пенсионерка, допустим, со взрослой дочерью и дважды прикладывает карту к красному кружку. Второй проходит без билета. В турникетах есть устройство, которое отмечает такой сдвоенный проход по СКМ, их тут называют "семейными". А можно, как рассказал старший инспектор службы контроля Олег Пушкин, социальной картой одновременно открыть сразу несколько турникетов и провести несколько безбилетников. Кое-кто на этом даже наживается. В метрополитене вспоминают случай, когда за два часа по одной СКМ через турникет прошли больше 800 пассажиров. Теперь, похоже, этому приходит конец.

В июле, как объявило руководство метрополитена, вводится интервал в семь минут, препятствующий непрерывному использованию социальной карты москвича для проезда. В течение этого времени станет невозможным повторный проход по одному льготному документу.

По словам Пушкина, такой интервал сейчас действует для льготных карт студента и учащегося, а пенсионерам и другим обладателям СКМ было сделано исключение. Но, похоже, и они вышли из доверия.

Технически установить семиминутную задержку для прохода через турникет несложно. И, как уверяет Пушкин, этот интервал никоим образом не влияет на действие карты при пересадке на другой вид транспорта. Можно хоть в ту же минуту пересаживаться, например, на автобус.

И еще метрополитен рассчитывает, что борьбе с безбилетниками, в том числе теми, кто ездит по чужим соцкартам, поможет десятикратное повышение штрафов. Нынешние сто рублей штрафа никого не останавливают. А вот когда он вырастет до тысячи рублей, многие подумают, стоит ли рисковать. К тому же планируется набрать целый штат контролеров-ревизоров, которые сами, без участия милиции, будут вправе выписывать штрафы.

Приговор "зайцам"

С начала этого года уже 7 пассажиров метро, ездивших бесплатно по чужим социальным картам, привлечены к уголовной (!) ответственности. Причем по далеко не безобидной статье 165 УК РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием".

В одном из случаев гражданин каким-то образом раздобыл справку, что учится в Московском государственном открытом университете, на этом основании оформил льготную "карту студента" и разъезжал по ней в метро. Суд признал его виновным в причинении ущерба метрополитену на сумму 21 105 рублей. Кроме этого, лжестудент заплатил штраф в 5000 рублей.

Всего с января по май 2011 года мировые судьи Москвы вынесли схожие приговоры по семи уголовным делам. Любители кататься за чужой счет в общей сложности возместили "подземке" ущерб в 73 620 рублей плюс с каждого штраф - от 3 до 10 тысяч рублей. Но главное, юристы метрополитена доказали, что незаконное использование льготных проездных документов отнюдь не шалость, за это можно получить и судимость. Но это в крайних случаях. Обычно чужую карту просто изымают.

Читайте памятку

- В метро регулярно проводятся проверки правомерного использования социальной карты москвича, карты учащегося, карты студента, - рассказал корреспонденту "РГ" Олег Пушкин. - В результате рейдов, которые проводятся контролерами и сотрудниками УВД, каждый месяц в среднем изымается по 150 "чужих" социальных карт москвича (СКМ). Зачастую нарушителей можно определить даже по виду. Турникет отметил проход по социальной карте, а пассажир - явно не пенсионер, не многодетная мама, не студент и не школьник. Значит, вряд ли документ принадлежит ему. (Хотя в часы пик, когда идет сплошной поток, трудно отследить, кто и как прошел.) Контролеры вправе остановить и проверить документы. Если карта чужая, пассажиру грозит штраф. Что касается самого льготного документа, то его вместе с протоколом об изъятии мы посылаем в ГУП "Московский социальный регистр".

А здесь, как рассказали сотрудники предприятия, карта регистрируется и отправляется... в районное управление соцзащиты - по месту жительства владельца документа. Самая большая неприятность, которая его ожидает, - это беседа с соцработником, который напомнит то, что в памятке к карте черным по белому написано: передача социальной карты москвича другим гражданам и использование посторонними для неправомерного прохода в общественном транспорте запрещена. Но никакой ответственности за передачу ее другому лицу предусмотрено не было.

Кстати

С этого года подмосковные власти установили новый порядок: у владельца социальной карты, передавшего ее родственнику или постороннему лицу для использования в транспорте, отберут льготный документ. Человеку придется идти в территориальный отдел соцзащиты и перед специальной комиссией доказывать, что ему соцкарта необходима. Выдавать ли документ повторно, будет решать комиссия. Если все-таки выяснится, что льготник нуждается в социальной карте, ему придется заплатить 100 рублей за ее изготовление.

"Горячая линия" Московского метрополитена: (495) 787-25-86.

Пейджер "Метро": 660-10-55 (абонент "Метро").

"Горячая линия" Московского социального регистра: (495) 921-45-91 (с 8.00 до 20.00).