"Роснано" открыла в Ижевске производство сверхпрочных пружин

В Удмуртии на базе "Ижевского машиностроительного завода" запущена первая очередь серийного производства сверхпрочных пружин.

Созданное в конце 2008 года ООО "НПЦ "Пружина" стало совместным проектом "Роснано", "ИжМаша" и корпорации "Уралсиб". После прохождения экспертизы в "Роснано", начались проектные и конструкторские работы, а в декабре 2010 года было открыто мелкосерийное производство. Общие инвестиции в проект составили более 1,1 миллиарда рублей, для нового производства будет создано около 300 рабочих мест.

- Сверхпрочная пружина - это основа для нескольких направлений. Первое и основное - это железные дороги, затем - автопром и оборонный комплекс страны, а именно - стрелковое оружие и артиллерия, - заявил глава "Роснано" Анатолий Чубайс, присутствовавший на церемонии открытия. - Подобные пружины - это мировой уровень, мы всерьез замахиваемся не только на российский рынок, но и на экспорт.

Запуск первой очереди производства позволит производить выпускать примерно 266 тысяч комплектов пружин для вагонных тележек, либо около 2 миллионов пружин автомобильной подвески. По словам Чубайса, объемы производства после выхода предприятия на проектную мощность в 2013 году составят 2,5 миллиарда рублей, с потенциалом роста до 6-10 миллиардов в год. К этому же времени отчисления в бюджет Удмуртии могут составить около 1 миллиарда рублей.

От обычных пружин изделия "НПЦ "Пружина" отличают высокая прочность и долговечность, что достигается за счет изменения структуры стали на наноуровне. В частности, независимые испытания в Уральском отделении ВНИИ железнодорожного транспорта показали, что число циклов до разрушения в нанопружинах увеличено в 10 раз (ижевские пружины прошли испытание в 10 миллионов циклов).

- Сейчас ведутся переговоры с ведущими российскими и мировыми автопроизводителями, в том числе с "АвтоВАЗом" и концерном "Рено-Ниссан", - заявил замдиректора по инновационной деятельности ООО "НПЦ "Пружина" Артем Столов. - Всего же в стадии подписания находятся около 200 контрактов с крупнейшими предприятиями России.

Впрочем, пока главным потребителем нанопружин можно назвать железную дорогу, заинтересованность в продукции ижевского предприятия подтвердил замначальника Горьковской железной дороги Александр Лапшин. Уже подсчитано, что если перевести на нанопружины весь парк "РЖД", экономический эффект от этого составит 9,8 миллиарда рублей.