В Жуковский доставили фюзеляж "Бурана", который сначала долгие годы хранился на заводе в Тушино, а потом "перекочевал" на берег Химкинского водохранилища.
Если честно, то зрелище он представляет довольно жалкое. И, судя по всему, понадобится довольно серьезная реставрация, чтобы вернуть былой космической легенде хоть какой-то нормальный внешний вид.
Напомним: свыше двадцати лет назад полет советского крылатого многоразового корабля "Буран" стал настоящей сенсацией. Впервые в мире советский шаттл приземлился на посадочной полосе в автоматическом режиме. Американские челноки до сих пор садятся только в ручном! Кстати, очевидцы рассказывают о поразительной точности, с какой сел "Буран": посадка совпала с сильнейшим ураганом.
- Порывы ветра были до 20 метров в секунду, - делился с корреспондентом "РГ" академик РАН Юрий Семенов, который был генеральным конструктором РКК "Энергия", главным конструктором корабля "Буран". - И вдруг видим: заходящий на посадку корабль "Буран" сделал разворот. Оказывается, автоматика выбрала оптимальную траекторию! Корабль "вышел" точно на посадочную полосу и приземлился. Боковое отклонение от осевой линии полосы - всего 3 метра, а продольное - 10!
Но первый полет "Бурана" 15 ноября 1988 года стал и единственным.
Говорят, что "Буран" появился только по политическим соображениям, а конкретных задач под него не было. Создавалась система "Буран" по заданию министерства обороны и Академии наук. Как бы там ни было, но эта космическая программа была и остается одним из самых выдающихся достижений отечественной ракетно-космической техники за всю ее историю.
Многие упрекали конструкторов в том, что корабль "Буран" очень похож на американский шаттл? Но, как говорят эксперты, внешне похож, как похожи между собой все самолеты. Но в основе отличался принципиально. И схемой, и техническими решениями. Скажем, американский комплекс "Спейс шаттл" без челнока не может быть использован: маршевые ракетные двигатели, работающие на участке выведения, у него установлены на челноке. Наши конструкторы разделили эту схему. Орбитальный корабль "Буран" - лишь часть системы "Энергия-Буран". НПО "Энергия" с кооперацией предприятий под руководством Валентина Петровича Глушко создало мощную универсальную ракету-носитель "Энергия", которая может выводить как корабль, так и любую полезную нагрузку - до 100 тонн.
Надо сказать, что планировался запуск еще одной ракеты "Энергия" со вторым кораблем "Буран". Однако для конструкторов это так и осталось мечтой. В 1993 году программу закрыли.
Сколько всего кораблей должно было быть? По словам академика Семенова, на космодроме готовились два корабля. Один слетал, второй с ракетой находился на подготовке и должен был стыковаться со станцией "Мир". Велось строительство еще трех летных экземпляров.
Корабль, который слетал, потом находился в монтажно-испытательном корпусе на 112-й площадке космодрома. В мае 2002 года в корпусе обрушилась крыша, и он вместе с ракетой был раздавлен. Второй теперь переоборудован и стоит в музее космодрома Байконур. Третий, пилотируемый и значительно усовершенствованный, был готов процентов на 30-50. Он так и остался на заводе в Тушино. Кроме того, было семь полноразмерных макетов для различных испытаний.
Сравнительно недавно музей в Германии приобрел макет для горизонтально-летных испытаний.
По неофициальным данным, образец, который перевезли в Жуковский, принадлежит одной из российских фармацевтических компаний-дистрибьюторов. Этот "Буран" покажут на авиасалоне, после чего он будет на постоянной основе находиться в одном из павильонов аэродрома Раменское.