Вернер Херцог позовет зрителей ММКФ в тайгу и эпоху палеолита

В Москву на ММКФ с ретроспективой своих фильмов приехал Вернер Херцог. Заслуженный искатель приключений, ловец снов людей эпохи палеолита, немецкий режиссер (сейчас живущий в Лос-Анджелесе), признанный классиком в игровом и документальном мировом кинематографе.

Две его последние документальные картины "Счастливые люди: год в тайге" (снятая совместно с российским режиссером Дмитрием Васюковым) и "Пещера забытых снов" будут показаны сегодня и завтра на московском международном кинофестивале. Сеансы лучше не пропускать - если, конечно, у вас не вырисовывается на горизонте более удобного шанса на какое-то время кардинально сменить род деятельности, бросить все, уехать в Сибирь, и попробовать устроиться работать охотником в тайге. Или же если в ближайшем будущем вы не планируете самостоятельно собрать экспедицию, чтобы открыть где-нибудь на юге Франции неизвестную пещеру и явить миру самую древнейшую наскальную живопись, чудом сохранившуюся до наших дней.

Вернер Херцог снимает фильмы про настоящих мужчин, как современных, так и первобытных, во все тысячелетия одержимых несбыточными мечтами, которые в их воле, в их власти и в их характерах сделать совершенно реальными. И многочисленных поклонников своего творчества он приглашает за компанию с героями собственных фильмов в долгое и увлекательное путешествие по горам, морям, лесам, диким землям и древним эпохам. Предложение, надо признать, уникальное, если не одно но: зная о фантастическом авантюризме режиссера, голова сильно кружится, даже когда сидишь в комфортном и хорошо закрепленном кресле кинозала, - в очках 3D уже не так явно кажется, что твоей безопасности ничто не угрожает. Особенно когда вместе с учеными в фильме "Пещера забытых снов" спускаешься в абсолютно вертикальный беспросветный лаз шириной с плечи подростка и неизвестной глубиной - десять раз успеешь подумать, так ли уж тебе жизненно необходимо своими глазами видеть самое древнее произведение искусства в истории человечества. Пусть и созданное более тридцати тысяч лет назад и, по меньшей мере, в два раза старшее всех предыдущих известных наскальных рисунков. (Забегая вперед, - оно того, разумеется, стоило.) Или же когда прямо на тебя, как в фильме "Счастливые люди: год в тайге", идет голодный медведь, и рекомендации опытного охотника, как в лесу надежно спрятать провизию, чтобы ее не уничтожили дикие звери, кажутся уже не актуальными.

Ну а если без шуток, вот несколько реальных эпизодов из режиссерской и личной биографии Вернера Херцога. Однажды он распорядился во время съемок перетащить через гору корабль - и никому и в голову не пришло посметь ослушаться. Многожды бывал в африканских тюрьмах - тоже в целях производственной необходимости. Усаживал съемочную группу возле кратера островного вулкана, чтобы не пропустить момент извержения. Получил пулю в подарок и еле уцелел, когда в него стреляли из пистолета во время интервью в студии BBC. Сварил свой ботинок и на самом деле съел его, когда проиграл пари. Пешком прошел полтысячи километров из Мюнхена в Париж, чтобы поддержать умирающего друга, и как свидетельствуют, действительно продлил его жизнь на восемь лет. В свете подобных событий тот факт, что только одному Вернеру Херцогу - единственному в мире режиссеру - разрешили снимать в пещере Шове самые древние наскальные рисунки, доступ к которым открыт только для небольшой группы специалистов и только на полтора месяца в году (конденсат от дыхания может уничтожить уникальные росписи тридцатитысячелетней давности), представляется закономерным. Ведь для Вернера Херцога нет ничего невозможного. Хоть разговорить и вывести на "мастер-класс" охотника, годами в одиночку в полном молчании наслаждающегося красотой глухих лесов и оттачивающего свое искусство, как поймать соболя, не повредив шкурки, как воспитать собаку, чтобы она была преданным другом и как сегодня научиться жить человеку на улице при температуре минус пятьдесят. Хоть разгадать тайны, что мучило древнего художника более тридцати тысяч лет назад и развеять все возможные страхи того о грядущей, маячащей вечной мерзлоте. 

 
Видео: Сергей Куксин