В этом году организаторы Московского кинофестиваля составили программу по принципу оппозиций крайностей.
Постарались наметить расходящиеся векторы развития кино. ММКФ "перевалил за экватор" и теперь очевидно, что среди фестивальных крайностей случились и настоящие открытия.
Все это шапито
Ярким событием фестиваля стала премьера картины "Шапито-шоу" (основной конкурс) 38-летнего российского режиссера Сергея Лобана. Фестивальная публика успела о Лобане подзабыть. В 2005 году он "выстрелил" на ММКФ фильмом "Пыль", который получил приз критики, однако с тех пор картин не выпускал. Появление "Шапито-шоу" в списке конкурсных фильмов вновь приковало к Лобану общественное внимание.
Чтобы встреча с работой Лобана прошла успешно, нужно понимать, как родилась его кинематографическая стилистика. В середине 90-х Сергей вместе со своими друзьями основал клуб андеграундного искусства на заброшенном дебаркадере возле Москвы-реки. Через несколько лет коммуна прекратила свое существование в этой локализации, но ребята продолжили общаться и творить вместе в рамках движения "Свои 2000". Вместе с журналистом и сценаристом Мариной Потаповой Лобан написал сценарий фильма "Шапито-шоу" под рабочим названием "Отдохнуть красиво" и пригласил свою коммуну съездить в Крым и снять там кино. Если у "Пыли" вообще не было бюджета, то стартовый бюджет "Шапито-шоу" составил 1,5 млн долларов, а к середине проекта он вырос практически вдвое.
"Шапито-шоу" - произведение монументальное по хронометражу (три с половиной часа) и структуре. Четыре новеллы "Любовь", "Дружба", "Уважение", "Сотрудничество" выстроены таким образом, что одна и та же ситуация показывается с разных точек зрения, причем в каждой из новелл главные герои становятся второстепенными и наоборот. Собственно заявленные в заглавиях глав чувства и отношения и являются сюжетной основой картины. Ключевой момент пересечения героев в фильме - монолог под названием "Липкая ложь", который произносит каждый из главных героев картины. Именно в этом монологе фокусируется кризис доверия, испытание которым проходят молодые люди.
Жанр картины можно определить как хипповский панк, сочетание реализма и сюрреализма, или как шапито-шоу. Помимо внешних конфликтов в фильме показаны и конфликты внутренние. Свое сюрреалистическое отражение они находят в "зазеркалье" кафе под названием "Шапито-шоу", где герои танцуют и поют про свои сокровенные переживания.
Счастливый футбол и несчастная поэзия
Самый милый и стилистически нейтральный фильм основного конкурса на данный момент - сербская картина "Монтевидео - божественное видение", рассказывающая о том, как в 1930 году Югославия впервые попала на чемпионат мира по футболу в Уругвае. Это лирическая картина со слезами грусти и радости, с любовью и дружескими потасовками футболистов из разных клубов. Режиссер Драган Белогрлич, для которого "Монтевидео" - дебютный фильм, признался, что решил оставить актерскую профессию, которой посвятил 30 лет своей жизни, потому что ему надоело играть в чернухе про свою страну. Ему хотелось снять кино патриотическое, вызывающее гордость за Сербию, что и удалось в полной мере. Картина стала хитом национального проката.
Другой конкурсный фильм на историческую тему, напротив, взял за основу скандальные события: жизнь австрийского поэта Георга Тракля, влюбленного в собственную сестру. Однако фатальная страсть Георга и Греты в картине "Табу. Душе не место на земле" стала для режиссера Кристофа Штарка поводом задуматься над сутью природы гениальности. Штарк приходит в фильме к выводу о том, что гениальность рождается в преодолении общественных границ. Так, отравленная любовь Тракля становится предметом его поэзии и, по сути, он всю жизнь пишет одно и то же стихотворение, рассматривая свою страсть как источник счастья и величайшего страдания одновременно.
Подросток-убийца и влюбленный ветеран
Режиссеры среднего поколения показывают на ММКФ совершенно разные взгляды на мир. Так, авторы картины "Перевод с американского" Жан-Марк Барр и Паскаль Арнольд вдохновляются стилем Ларса фон Триера. Через историю юного серийного убийцы (в основу сценария легли реальные события) они показывают анатомию страсти. "Перевод с американского" - одна из двух картин в конкурсе, не рекомендованных для просмотра чувствительным натурам. Вместе со своим героем Барр и Арнольд смотрят на мир глазами незрелой души, подчиненной желаниям плоти.
Иной взгляд у режиссера фильма "Волны", дебютанта в большом кино испанца Альберто Мораиса. Он, напротив, смотрит на мир глазами старика. "Волны" спокойное плавание по морю воспоминаний из современности в прошлое 60-летней давности, когда Мигель жил в лагере для беженцев на границе Франции и Испании, охваченной гражданской войной. И оказывается, что те переживания и та любовь - единственное, что случилось с героем за всю его долгую жизнь.
Мужчина и женщина
Гостями ММКФ стали режиссер Микеле Плачидо и актриса, председатель жюри Джеральдина Чаплин.
Микеле Плачидо приехал в Москву как режиссер своего десятого фильма "Валланцаска - ангелы зла". Бывший комиссар Катани сейчас интересуется философией и психологией преступного мира. Его герой - Валланцаска - знаменитый итальянский гангстер, некогда красавец и гроза всей Италии, с 27 лет отбывает наказание в тюрьме.
- Он действительно ангел. Но ангел зла, - рассуждает о своем герое Микеле Плачидо. - И в католической, и в православной культуре есть образ Люцифера. Зло существует в мире.
По мнению режиссера, 80 процентов людей представляют в мире зло и только 20 - добро:
- По-моему, это нормально. Почему так? Я бы сказал словами Бертольда Брехта: за столом мы сели на сторону зла, потому что сторона добра уже была занята. Это крайне интересная для меня проблема. Но, знаете, когда я играл комиссара Катани, в Италии все меня любили. А когда осмелился описать устройство менталитета преступника - все сразу же восприняли это крайне отрицательно.
Джеральдина Чаплин, которой в этом году предстоит руководить жюри, состоящего из четырех талантливых мужчин, высказалась на ММКФ о кино как истинная женщина:
. Я смотрю фильмы своим сознанием, сердцем, глазами и вообще всем своим телом. Кроме того, искусство - такая вещь, которую нельзя рационализировать. Выбрать победителя всегда сложно. Как правило, это результат общественного согласия - некоего компромисса. Потому что сложно понять, кто именно в искусстве лучший. Я всегда могу объяснить, почему фильм мне не понравился. А вот для того чтобы выразить, отчего понравился, у меня обычно не хватает слов. В том, как я работаю как актриса, тоже все меньше и меньше сознательных моментов, которые я могу объяснить, и все больше этот процесс становится интуитивным. Героиня словно поселяется внутри меня, и я хожу с ней, думаю о ней и заучиваю реплики, даже когда готовлю на кухне.