Мировые технологии в области связи позволяют обладателям телефонов общаться без посредничества операторов связи. Но обычный пользователь пока не может получить эту "услугу", если нет специального центра для активации такого вида связи.
Однако сотовые компании, которые в России в основном продолжают получать прибыль от голосовых услуг и передачи SMS, не заинтересованы в развитии этого направления. Тем временем, по мнению экспертов, будущее как раз за такими технологиями. Когда трубка мобильного телефона является передатчиком сигнала, и по цепочке этот сигнал доставляется до нужного абонента.
При этом построенные операторские сети связи остаются практически не у дел. При этом технология не создает неудобств для всех, кто участвует в этой сети. По такому принципу уже работает в Интернете всем известный и не очень любимый сотовыми компаниями Скайп.
Конечно, платить за связь все-таки придется, но, скорее всего, это будет единый тариф для всех пользователей такой сети, прогнозирует директор Научного центра института связи Денис Андреев.
Сотовым операторам придется при этом обращаться свое внимание на другие сервисы, а не просто быть "трубой" для передачи данных. Одним из направлений возможного получения дохода является облачные технологии, когда на серверах операторов связи располагаются данные пока только корпоративных клиентов. С помощью облачных вычислений один из европейских операторов связи уже активно развивает эти услуги, в частности, речь идет о видеосервисе при предоставлении услуг Call-центров.
Именно из-за определенного набора услуг облачные технологии пока интересны для крупного и малого бизнеса. Готовы вкладывать в них и банки, автомобильная промышленность. Эксперт пояснил, что тот, кто хочет организовать малый бизнес, должен создать свой офис, купить определенное программное обеспечение, компьютеры, телефоны, создать свой портал, почтовый адрес. И все это стоит больших денег. Но крупные операторы связи вполне могут предоставить все эти услуги и создать виртуальный офис "под ключ". Пользователь будет платить приблизительно десять тысяч рублей в месяц.
Для банков "облака" также очень интересная технология как для внутрикорпоративного общения между разрозненными офисами, так и для биржевой торговли. Если говорить о корпорациях, которые производят продукцию для потребителя, в частности, автомобили, холодильники или кондиционеры, то они смотрят на облачные системы как на определенный терминал, с помощью которого их продукция информирует о неисправностях, необходимости прохождения техосмотра или, например, утечки фреона. Кроме того, ряд европейских производителей автомобилей для безопасности и комфорта своих клиентов внедряют технологии, которые позволяют без захода в Интернет на небольшом расстоянии передавать от машины к машине сигнал о дорожной обстановке. Например, если впереди идущая машина начала резко тормозить или произошло ДТП, то, получив сигнал от нее, сзади идущие машины сами сбавляют скорость. Даже когда еще водитель, едущий в потоке, не видит, что его ждет впереди.
Облачные технологии вполне интересны и для государственных органов. Недаром глава минкомсвязи Игорь Щеголев говорил о намерении его ведомства развивать эти технологии в рамках электронного правительства. С помощью "облаков" и планшетников, не обязательно с большим объемом памяти и мощным процессором, вполне возможно в интерактиве участвовать в написании документов, находясь на большом расстоянии друг от друга. И с помощью электронной подписи подтверждать свое решение. Единственный минус здесь - при активном использовании планшетников их придется постоянно подзаряжать.
По утверждению экспертов, у облачных технологий есть и другие минусы. В частности, по мнению Олега Варламова, не вся территория России сегодня покрыта сетью скоростного Интернета, что осложняет использование облачных технологий. Кроме того, в любом случае расположенная на серверах оператора информация как бы хорошо она ни была защищена, при попадании в глобальную сеть становится достоянием практически всех. Даже при очень хорошей защите данных, задавших целью взломать ее, можно это сделать, считает Варламов. Еще одним минусом, по его мнению, является привязка пользователя облачных технологий к тому оператору, на чьем сервере расположены его данные. И если частный абонент сотовой компании может перейти к другому, просто купив его сим-карту, если что-то не устраивает, то безболезненно изъять архив данных не удастся.
Однако Варламов отметил, что облачные технологии являются одной из составляющих развития искусственного интеллекта. И развивать его надо и на российском рынке.