Госдума вводит ограничения на рекламу абортов

Россиянок больше нельзя соблазнять сомнительными предложениями о якобы безобидном прерывании беременности.

Госдума 1 июля приняла в окончательном, третьем чтении законопроект, согласно  которому рекламировать "детоубийство" - а именно так сегодня квалифицируют аборты многие депутаты Госдумы - теперь станут более сдержанно. Совсем запретить такую рекламу или спрятать ее в специальных журналах или информационных проспектах медицинских клиник думцы пока не решились. Хотя сделать это народные избранники пытались давно. Еще в 2004 году депутат тогдашней фракции "Родина"  Александр Чуев внес законопроект, не допускающий рекламу искусственного  прерывания  беременности в массовых изданиях. Уже в то время она была агрессивной,  не предупреждала о тяжких последствиях этой процедуры,  зато выставляла напоказ всяческие преимущества, которые обещала клиника, предоставляющая подобные услуги,  - "за один час", "с гарантией", "дешево". Автор законопроекта удивлялся, почему  реклама алкоголя, пива, табака ограничивается, а аборта нет.  Хотя вряд ли кто-то и в то время стал бы утверждать, что аборт  менее вреден для здоровья, чем пиво. Но с автором тогда согласилось меньшинство. Большинство  проголосовало за право каждой женщины на самостоятельное решение. А реклама при принятии этого решения была вроде только как подсказка - чтобы мама-отказница пошла к хорошему врачу, а не к бабке-повитухе.

Но теперь и большинство прозрело, поскольку ситуация с абортами в России выглядит удручающей - в нашей стране за один час происходит более 300 абортов. По этому показателю мы удерживаем первое место в мире. Как свидетельствует статистика, за 2007 год в России было сделано один миллион 479 тысяч операций по искусственному прерыванию беременности. Это практически столько же, сколько родилось в стране детей. Однако официальной статистике в этом случае вряд ли можно доверять, поскольку далеко не все частные клиники предоставляют честную информацию о проведенных у них абортах.

Рассуждая о причинах подобной ситуации, депутаты отмечают "крайнюю легкомысленность наших сограждан, которые совершенно не задумываются о последствиях своих действий - легко беременеют, а потом так же легко избавляются от беременности", весьма неблагополучный моральный климат в обществе, легкую доступность самой процедуры аборта и назойливую рекламу. "Первым государством, узаконившим аборты, стал именно Советский Союз. Это произошло примерно на сорок лет раньше, чем в европейских странах - в 20-е годы, - напоминает первый замруководителя фракции "Единая Россия", доктор медицинских наук, профессор Татьяна Яковлева. - И несколько поколений советских, а с 91-го года российских граждан воспитывались в убеждении, что аборт - обыкновенная операция, которая случается в жизни чуть ли не каждой женщины". При этом реклама абортов, по словам Яковлевой, создавала стереотип, что это рядовая процедура, доступная каждой, быстра и неопасна. Некоторые клиники даже проводили промо-акции, делая скидки при проведении платных абортов.

"Наличие многочисленных частных и хозрасчетных клиник, занимающихся операциями по прерыванию беременности, ведет к тому, что врачи не заинтересованы убеждать женщин в сохранении плода и косвенно подталкивают их прибегнуть к аборту. Для подобных клиник эта операция - всего лишь бизнес, за который они получают деньги. Клиники, заинтересованные в получении как можно большей прибыли, заинтересованы и в рекламе, которая обещает клиенткам "легкое и безболезненное" избавление от нежелательной беременности. Многим молодым девушкам эта реклама внушает, что у них не будет проблем с прерыванием беременности и после нее, поэтому они слепо вверяют свою судьбу акушеру", - поддерживает коллегу "единоросс" Виктор Звагельский.

Чтобы вразумить легкомысленных россиянок, было решено использовать уже проверенную тактику типа "Минздрав предупреждает". И обязать клиники, рекламирующие свои услуги по искусственному прерыванию беременности, указывать на  реальные последствия этой операции, сообщая о том, что аборт может явиться причиной бесплодия женщины.

Предупредительной надписи о вреде аборта, согласно принятому закону, должно быть отведено не менее десяти процентов рекламной площади  или пространства. При этом в рекламе не должно быть и намека на то, что медицинские услуги по искусственному прерыванию беременности являются простыми и безопасными.

По мнению Татьяны Яковлевой, такая мера крайне необходима - ведь из-за неудачных абортов 20 процентов семей теряют возможность стать родителями. Каждая пятая беременная женщина, которая умирает, - умирает в результате аборта. В нашей стране только два процента женщин в возрасте до 40 лет не сделали ни одного аборта, с горечью констатирует Яковлева. Вместе с количеством абортов в арифметической прогрессии увеличивается количество бесплодных супружеских пар. "Халатность по отношению к себе, извечная надежда на "авось" лишают миллионы женщин счастливой возможности стать мамой. Женщины должны осознавать, какую цену могут заплатить за неудачный аборт", - сказала Татьяна Яковлева, заметив, что после вступления в силу этих поправок в закон "О рекламе" заявления о якобы безопасности аборта окажутся вне закона. И врач, сообщив женщине о том, что она беременна, вместо традиционного сейчас вопроса: "Будете оставлять ребенка?" скажет: "Поздравляю! Вы станете мамой!"