С 1 января 2012 года большинство воздушных лайнеров Ту-134, по всей видимости, выполнять регулярные рейсы уже не будут. Об этом сообщил вчера журналистам заместитель министра транспорта Валерий Окулов сразу после заседания комиссии по безопасности полетов.
Напомним, через несколько дней после авиакатастрофы в Карелии, унесшей жизни 45 человек, президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости досрочно вывести из эксплуатации все самолеты Ту-134. Минтрансу поручено проанализировать вопрос о возможности снятия лайнеров на регулярных рейсах.
Окулов пояснил, что с 1 января 2012 года будет запрещена эксплуатация самолетов с газотурбинными двигателями, масса которых превышает 5700 кг или на борту которых разрешен провоз более 9 человек (Ту-134, Ан-24, ЯК-40 и др.), не оборудованных системами предупреждения о близости земли и против столкновения в воздухе.
Но сегодня лишь девять самолетов Ту-134 из 90, находящихся "на крыле", имеют такие системы. В авиакомпаниях считают экономически нецелесообразным вкладывать дорогостоящие инвестиции на их доработку. Стоимость такого оборудования обходится в 200 тысяч долларов при остаточной стоимости Ту-134 примерно в такую же сумму. Если компании не изменят свою позицию, то самолеты будут выбывать из строя.
Вопрос - чем буду их замещать на регулярных линиях? По словам Валерия Окулова, из претендентов есть только два типа ближнемагистральных самолетов: Ан-148 и "Сухой Суперджет". Впрочем, отметил замминистра, темпы поступления этих самолетов на рынок недостаточен, а спрос будет повышенным. Вместе с тем, отвечая на вопрос корреспондента "РГ", возможен ли в дни новогодних праздников, в связи с массовым выводом Ту-134, дефицит самолетов, Окулов твердо ответил: "Нет!".
Отразится ли "рокировка" на стоимости авиабилетов? "Там, где спрос чувствителен, авиакомпании не смогут повышать тарифы. Но на некоторых авиалиниях, возможно, повышение будет", - предположил Окулов.
По плану, последний Ту-134 закончит эксплуатацию в 2019 году. Впрочем, напомнил замминистра, уже сегодня существуют ограничения по шумам во многих российских аэропортах. Это в первую очередь московский авиаузел, а также те аэропорты, которые находятся в городской черте. В любом случае, авиакомпании будут сталкиваться с такими ограничениями. И им просто придется выводить из эксплуатации воздушные суда, не отвечающие требованиям.
Журналистов еще также интересовал вопрос, сколько авиакомпаний уйдут с рынка в результате запретов на полеты Ту-134. По мнению Валерия Окулова, сегодня эти самолеты эксплуатируют в основном авиакомпании, занимающиеся бизнес-перевозками, но они как раз модернизировали эти типы судов, установили необходимое оборудование. Одной из крупных авиакомпаний по эксплуатации Ту-134 является "ЮТэйр-экспресс", у которой 28 машин. Но сегодня она активно заменяет свой парк. Кстати, Валерий Окулов вчера подчеркнул, что отсутствие средств предупреждения столкновения с землей и других технических новинок очень важно. Но не только это обеспечивает безопасность полета. "Не менее важен человеческий фактор. А это в первую очередь командир корабля, который организует взлет и заходы на посадку, относится с повышенной требовательностью к своему экипажу", - сказал замминистра.
Не случайно вчера на комиссии львиную долю времени участники посвятили качеству подготовки летного состава - пилотов, штурманов, командиров. "Все начинается с программы подготовки и обучения", - напомнил Валерий Окулов. И если в России до сих пор было введено требование по 150-часовой программе летной подготовки, то в будущем она будет продлена в обязательном порядке до 280 часов. При этом упор - 200 часов - будет сделан на тренажерах, и 80 часов - на учебных самолетах. В таких комбинированных программах будут задействованы авиакомпании-заказчики и летные училища.
Первый пилотный проект, рассчитанный на 18 месяцев, будет организован на базе летной школы компании "Аэрофлот". Но потом эта программа будет тиражироваться. По словам Окулова, в 2012 году на рынок авиаперевозок должны прийти 500 высококвалифицированных пилотов, а через год это число должно увеличиться до 600 человек.
На переучивание штурманов и бортинженеров с Ту-134, скорее всего, минтранс изыщет средства в бюджете, но правительство должно это поддержать. До конца 2011 года министерство подготовит такую программу переобучения, рассчитанную на два года и стоимостью 1,5 миллиарда рублей.