Гражданам надо приготовиться к тому, что со следующего года снова придется раскошелиться на оплату услуг за газ, электроэнергию и тепло. Минэкономразвития уже направило в правительство свои предложения по поводу того, как именно будут расти тарифы в ближайшие три года, сообщил вчера журналистам замглавы минэкономразвития Андрей Клепач.
Больше всего могут вырасти цены на газ - на 15 процентов в 2012 году, и по столько же они прибавят в два последующие года. Цены на газ, в свою очередь, подтянут за собой рост тарифов на электроэнергию и тепло. Эти предложения министерства, впрочем, не являются окончательными, их еще должно одобрить правительство. Но для расчета социально-экономического прогноза и бюджета на следующий год министерство будет предлагать именно такой вариант.
Так, по цифрам, озвученным Клепачем, стоимость киловатта в следующем году вырастет за год на 11,5 процента. Тепло подорожает на 11 процентов.
Правда, такой рост мы заметим не сразу. Дело в том, что министерство предлагает разбить это увеличение на два этапа - сначала с 1 января цены на электроэнергию вырастут на 5 процентов. А потом с 1 апреля - еще на 6,5 процента. Два раза в год министерство предлагает повышать и тарифы на тепло с января на 8 процентов, с апреля - на 3 процента. Именно по такой схеме, напомним, уже несколько лет повышаются тарифы на газ. И, кстати, это только на первый взгляд кажется, что смысла в такой разбивке нет. На самом деле, поясняет Клепач, двухступенчатое повышение тарифа позволяет несколько снизить сумму ежемесячного платежа. Например, в итоге за тепло он вырастет не на 11,3-11,5 процента, как было бы при одномоментном повышении, а на 10,9 процента. Ежемесячный тариф за электроэнергию подрастет на 10 процентов, подсчитали для "РГ" в Федеральной службе по тарифам (ФСТ).
"РГ" попыталась рассчитать, насколько верна такая арифметика, взяв условный платеж одной семьи на каждый месяц.
И оказалось, что платить в два "приема" действительно выгоднее. Впрочем, выгадать получится только в первый год новой нормы. А уже в 2013 году эффект от двухступенчатой шкалы для кошелька обычного гражданина станет незаметным. Скажем, размер ежемесячного платежа за газ - хоть в два этапа, хоть в один - сейчас все равно больше прошлогоднего на 15 процентов. Правда, двухэтапный рост все же позволяет несколько смягчить ситуацию. Во-первых, он не так резко разгоняет инфляцию. Во-вторых, поясняют в ФСТ, именно на первый квартал приходится примерно 35-40 процентов от всего потребления газа за год.
Тут, впрочем, есть еще некоторые тонкости. Предельные уровни тарифов на газ и энергию устанавливает ФСТ. Но региональные власти тоже вносят свои коррективы. Например, они могут устанавливать разную плату за газ, который идет на приготовление пищи и на отопление. При этом стоимость газа для отопления жилья, как правило, ниже, чем для других хозяйственных нужд. Кроме того, к устанавливаемому на федеральном уровне пределу тарифов добавляются расходы на доставку "голубого топлива" по газораспределительным сетям в регионе, плата за снабженческо-сбытовые услуги. Причем получается, что за изношенные сети и трубы, когда газ "теряется" по дороге, в конечном итоге платит потребитель.
Тарифы, как уже писала "РГ", постоянно растут несколько лет подряд. При этом самым существенным увеличение было в кризисном 2009 году, когда цены на газ, скажем, выросли на 20 процентов. Но и нынешнее увеличение, будем откровенны, радости не приносит. Долгое время нас убеждали, что тарифы в России существенно ниже европейских, и мы должны постепенно подтягиваться к мировому уровню. Однако если посмотреть на то, какую долю своих доходов тратят на оплату тепла, электроэнергии и газа наши сограждане, то окажется, что европейского уровня мы уже достигли в прошлом году, говорит гендиректор ФинЭкспертизы Агван Микаелян. "Ситуация, - предупреждает он, - на грани фола: мы идем на социальный конфликт". Кстати, напомним, что, несмотря на рост тарифов в этом году, доходы населения, даже по официальной статистике, снижаются.
У повышения тарифов есть, конечно, и экономические резоны. Для того чтобы привести в порядок все огромное хозяйство энергетиков, газовиков, нужны большие деньги. И именно поэтому, судя по всему, министерство так и не решилось ограничить рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции, о чем шла речь весной этого года. К тому же со следующего года могут быть существенно повышены налоги на газовую отрасль. То, что нужны большие инвестиции в энергетику, показал в том числе и весенний "ледяной" дождь в Москве и Подмосковье, дал понять Клепач.
Тем не менее нельзя перекладывать эти расходы на потребителей, считает Микаелян. В Европе, напоминает он, средний КПД электростанций превышает 60 процентов, у нас - недотягивает до 40 процентов. У энергетических компаний существуют масштабные инвестпроекты. Но при этом надо как минимум потребовать исполнения этих программ, и критерием должно быть именно увеличение КПД, то, на сколько удешевилось производство энергии, говорит эксперт. "Сколько можно оплачивать чужую непроизводительность?", - возмущается Микаелян. Это же относится и к расходам на тепло. Если сделать современную локальную систему отопления на газе, отопление дома площадью в 100 квадратных метров обойдется в 10-12 тысяч рублей, за московскую квартиру такой же площади придется выложить 30 тысяч рублей, рассчитал эксперт. Рост тарифов, предупреждает он, в конечном итоге приведет к сокращению потребления - 60 процентов населения страны живет в домах, а не в квартирах.
Что же касается промышленности, то тут в следующем году могут быть некоторые тарифные послабления. По варианту, который предлагает минэкономразвития, конечная цена на энергию для промышленных предприятий вырастет на 10-11 процентов вместо установленной ранее планки в 12-14 процентов, рассказал Клепач. А цены на газ для промышленности, хоть и будут расти, как и предполагалось раньше, на 15 процентов, предлагают разбить, как и для населения, на два этапа. В итоге в среднем месячный платеж, по подсчетам министерства, увеличится на 12,5 процента. На перевозки грузов по железной дороге тарифы могут вырасти в 2012 году на 7,4 процента. Впрочем, как признает Клепач, с учетом других позиций, например по росту цен "вагонной составляющей", на самом деле промышленный потребитель может заплатить за грузоперевозки и больше: все 11 процентов. "Здесь нужна новая модель для всего рынка, чтобы не было таких перекосов", - говорит замминистра. Но какой она может быть, Клепач не уточнил.