На севере Иркутской области совершил аварийную посадку вертолет Ми-8 с 16 людьми на борту. Два пассажира погибли.
ЧП произошло в Катангском районе Приангарья - таежной, малонаселенной территории - добраться из поселка в поселок там можно только по воздуху. Вертолет, принадлежащий компании "ЮТэйр", перевозил 13 вахтовиков из Усть-Кута на буровую станцию "Даниловская". На этой буровой работают специалисты не только из Иркутской области, так что злополучным рейсом летели жители Омской, Томской, Тюменской областей. Кроме них на борту находились три члена экипажа.
В первые часы после аварии информация поступала самая противоречивая: по одним данным, вертолет сел в 720 километрах от Усть-Кута, по другим - в 320 километрах, на экстренном заседании в областном правительстве прозвучала цифра 290 километров. Также оставалось неясным, сколько человек пострадало и есть ли погибшие. Региональное управление МЧС заявило о двух погибших и одном тяжелораненом. Чуть позже авиакомпания "ЮТэйр" распространила официальное сообщение, в котором опровергала сведения о гибели людей.
- Авария произошла в труднодоступной местности, мобильной связи там нет, поэтому информации немного и она противоречивая, - пояснила причины путаницы старший помощник руководителя Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте СК РФ Нина Калюш.
На место крушения вылетели вертолеты со спасателями, медиками, следователями.
Ситуация прояснилась только к вечеру, когда в Киренске приземлился вертолет с эвакуированными людьми. К сожалению, сведения МЧС оказались более точными: из 16 человек двое в самом деле погибли.
- Тело одного пассажира пока не найдено, возможно, оно находится под вертолетом, останки второго человека сильно повреждены, - уточнила руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по Иркутской области Светлана Владимирова. - Тела оставили на месте происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.
Еще двое - командир экипажа и пилот - доставлены в Киренск в тяжелом состоянии, остальные 12 получили травмы средней степени тяжести. Все госпитализированы в Киренскую центральную районную больницу.
В чем причина трагедии? Пассажиры Ми-8 сообщили, что спустя часа полтора после взлета вертолет вдруг стал крениться, а затем упал на болота. Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ начало доследственную проверку. Предварительные версии - плохие метеоусловия и неисправность вертолета. Вероятно, уже сегодня, 6 июля, станут известны истинные причины происшествия.
Борис Макаров, инженер-пилот 1-го класса гражданской авиации:
- И снова катастрофа. Опять жертвы. Летчики разучились летать в сложных метеоусловиях. Я провел за штурвалом свыше двадцати лет. Из них более десяти лет в Заполярье. Сколько было взлетов и посадок в самых сложных условиях, и всегда наши экипажи выходили из всех возможных ситуаций достойно. Бывало, зарулишь на стоянку за техником с фонариком, а пассажиры спрашивают: "Куда идти-то? Туман. Аэровокзала не видно!"
К сожалению, сегодня многие авиакомпании экономят на всем: на летных тренировках и специальных летных тренажерах, на керосине, на количестве членов экипажа. Их главная цель - прибыль любой ценой. Перерасход топлива в рейсе за счет обхода гроз, уход на запасной аэродром и - конечная доплата экипажу за сэкономленное топливо, срезание премиальных за его перерасход... Что еще может быть хуже для летчиков? Или тренажеры есть, но владельцы авиакомпаний не хотят платить деньги за тренировки, перекладывая эти расходы на летный состав, из их заработка.
По-моему, всем уже ясно, что подготовка пилотов оставляет сегодня желать лучшего и нуждается в кардинальных переменах. Но, на мой взгляд, не менее важно позаботиться о том, чтобы в авиацию приходили люди не случайные. Летчика нужно готовить с детства. Я, например, считаю, что обязательным условием для получения лицензий авиакомпаний в местах их базирования должно быть создание и содержание при школах, детдомах, кадетских корпусах и кадетских школах-интернатах авиамодельных кружков и планерных секций. Нужно возродить лозунг "От модели - к планеру, с планера - на самолет!". Кадры для работы с подростками всегда найдутся. Из таких кружков и секций всегда выходили будущие профессионалы - летчики, конструкторы.